Советы психолога

Экстренная психологическая помощь по городскому «телефону доверия» (понедельник, вторник, среда,четверг, пятница – с 8.00 до 17.00; ) +375 214 52-34-54 

Телефоны доверия:

Республиканская «Детская телефонная линия» 8-801-100-1611

Общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801

Витебск 8- 0212 - 61-60-60

Полоцк 8-0214 - 77-22-20

Новополоцк 8-0214-52-34-54 (08.00-17.00)

Телефон доверия для детей и подростков (психологическая помощь детям и их родителям в кризисных ситуациях)  8 017 263 03 03

Служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия" 8 029 899 04 01

Центры дружественного отношения к подросткам в Витебской области:

Витебский Центр здоровья и молодёжи 8-0212-57-24-71, 8-0212-57-78-79

Центр дружественный подросткам "Откровение" УЗ "Полоцкая детская поликлиника" 8-0214-46-76-55

Центр здоровья молодёжи "Диалог" УЗ "Новополоцкая детская поликлиника"

8-0214-51-90-90, 8-029-594-52-76

 

  • ЗАКОН ОСМЫСЛЕНИЯ. Самый простой, но и самый важный. Люди плохо запоминают прочитанное потому, что «они слишком мало думают сами», считал немецкий писатель Георг Лихтенберг. Чем глубже вы осмыслите запоминаемое, тем прочнее, легче и подробнее оно сохранится у вас в памяти.
  • ЗАКОН ИНТЕРЕСА. «Чтобы «переварить» знания, нужно поглощать их с аппетитом», - писал Анатоль Франс. Интересное запоминается легко, ведь мы не тратим на это специальных усилий, - включается непроизвольное запоминание.
  • ЗАКОН ПРЕДЫДУЩИХ ЗНАНИЙ. Чем больше у вас знаний по определенной теме, тем легче запоминается новое. Каждый, наверное, замечал за собой: берешь в руки книгу, которую читал когда-то давно, а читаешь ее, как впервые. Значит, в первый раз недоставало опыта и информации по этой теме, а теперь знания накопились. И вот, в процессе чтения, образуются связи между знаниями накопленными и новыми – идет запоминание.
  • ЗАКОН ГОТОВНОСТИ К ЗАПОМИНАНИЮ. На получение какой информации вы настраиваетесь – такую и получите из текста. То же относится к установке на время. Запоминая надолго, вы запомните эту информацию в любом случае лучше, чем запоминая на короткое время.
  • ЗАКОН АССОЦИАЦИИ описал еще в IV в. до н.э. Аристотель. Представления, возникшие одновременно, вызывают друг друга из памяти по ассоциации. Например, обстановка комнаты вызывает воспоминания о событиях, которые в ней произошли (или о содержании того, что вы, находясь в ней, прочли – а это вам и надо).
  • ЗАКОН ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ. Алфавит легко произнести в обычном порядке и трудно в противоположном. Представления, заученные друг за другом, при воспоминании вызывают друг друга по порядку.
  • ЗАКОН СИЛЬНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ. Чем больше каналов, по которым идет информация, тем прочнее она удержится в памяти. Отсюда задача – всеми средствами усилить первоначальное впечатление от запоминаемого.
  • ЗАКОН ТОРМОЖЕНИЯ. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Заученная вами информация должна «отстояться», прежде чем вы можете приниматься за новую. Лучший способ забыть только что запомненное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Отсюда рекомендации для школьников – не учить физику после математики, литературу после истории, стихи учить перед сном
 

1.Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

2.Составь план занятий. Определи, какое время суток для тебя наиболее продуктивно для занятий, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Чутко спланируй, что именно сегодня будет изучаться (не просто: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы необходимо проработать).

3. Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен, чтобы постепенно войти в рабочий ритм.

4.Чередуй занятия и отдых, например, 40 минут – занятия, затем 10 минут – перерыв.

5. Структурируй материал в виде планов, схем, причем желательно на бумаге.

6.Выполняй как можно больше тестовых заданий по изучаемому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями текстов.

7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.

8.Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.

9.Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, ещё раз остановиться на самых трудных вопросах.

Как вести себя во время экзамена!

1. Перед экзаменом обязательно выспись.

2.Все вещи, которые понадобятся на экзамене: одежду, письменные принадлежности, - приготовь заранее, в день перед экзаменом.

3.Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайся избегать ярких цветов, вызывающих деталей костюма. Всегда помни о чувстве меры.

4.За день до экзамена постарайся ничего не учить. Если что-то недоучил, лучше не пытайся. Дай отдохнуть организму.

5.Смело входи в класс с мыслью, что всё получится.

6.Сядь удобно выпрями спину. Подумай о том, что ты лучше всех, умнее и у тебя всё получится.

7. Выполни дыхательные упражнения для снятия напряжения:

сядь удобно;

сделай глубокий вдох через нос (4-6 сек.);

задержка дыхания (2-3 сек.);

медленный плавный выдох.

8.Слушай учителя внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов о заполнении документов.

9. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься интуиции!

10.Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

11.Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Все тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

12.Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном – двух вариантах, а не на всех пяти – семи (что гораздо труднее).

 

13.Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («Первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над «трудными», которые тебе в начале пришлось пропустить («второй круг»).

Как вести себя во время тестирования!

1.В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!!

2.Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сконцентрироваться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

3.Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты освободишься от волнения, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

4.Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

5.Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что условия будут поняты «по первым словам», а концовка будет достроена в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

6.Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.

 

 9 профилактических правил для всех и каждого

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью. Учёные не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот рекомендации австралийских специалистов.

1.Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте, прогуливайтесь, или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2.Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку тёплые слова. Не сомневайтесь, что он скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжёлых срывов.

3.Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобится душ, значит, вы что-то делали неправильно.

4.Пейте побольше воды (не спиртных напитков!). Для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать только одной воды не менее 1-1,5 литра в день.

5.По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой сидите, побалуйте себя сладеньким или не ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьёзно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6.Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки – без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7.Когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться в лес и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8.Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической ёмкостью.

9.После хорошо сделанной работы купите себе что-нибудь приятное, но не обязательное. 

 

Как готовить домашние задания?

1.         Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы.

2.         Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен.

3.         Точно и как можно подробнее записывай, что задано по каждому предмету.

4.         Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения, правила, формулы в справочниках.

5.         Если у тебя есть компьютер, научись с его помощью находить нужную информацию, производить нужные расчеты с помощью электронных таблиц и т.п.

6.         Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.

7.         Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать (то есть о содержании задания), но и о том, как (с помощью каких приемов, средств) это можно сделать.

8.         В случае необходимости обращайся за помощью ко взрослым или к одноклассникам.

9.         Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.

10.     Продумай  последовательность выполнения заданий по отдельным предметам и прикинь, сколько времени тебе понадобится для выполнения каждого задания.

11.     Убери со стола все лишнее - то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания (учебник, тетради, карты, карандаши, словари, справочники и т.п.). После того как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего, и т.п.

12.     Между уроками делай перерывы.

13.     Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.

14.     Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.

15.     При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что говорится.

16.     Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь. Соотноси новое с уже известным. Следи за тем, чтобы это были не случайные, внешние связи, а главные связи, связи по смыслу.

17.     Если материал, который надо выучить, очень большой или трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.

18.     Не оставляй подготовку к докладам, сочинениям, творческим работам на последний день, поскольку это требует большого количества времени. Готовься к ним заранее, на протяжении нескольких дней, распределяя нагрузку равномерно.

19.     При подготовке устных уроков используй карты, схемы. Они помогут тебе лучше понять и запомнить материал. К ним необходимо обращаться и при ответах на уроке. Чем лучше ты умеешь пользоваться картами, схемами, таблицами, тем выше будет оценка.

20.     Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П», разработанный американскими психологами.  По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.

Метод «5П».


1 П — Просмотри текст (бегло)

2 П — Придумай к нему вопросы

3 П — Пометь карандашом самые важные места

4 П — Перескажи текст

5 П — Просмотри текст повторно

21.     Составляй план устного ответа.

22.     Проверяй себя.

У тебя все получится!

поделиться в: