Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Новополоцкого горисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 3 имени В.В. Щербакова г. Новополоцка
.. А ты готов к празднику жизни?"
Рекомендации родителям первоклассника
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка, происходит ослабление иммунной системы и дети могут чаще болеть.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: отношение одноклассников, педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых обязанностей и ответственности.
Рекомендация родителям первоклассников – быть максимально внимательными к своим детям, поддержать их в начале нелегкого и долгого пути.
Памятка родителям первоклассников
1. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно! Ребенок имеет право на ошибку.
2. Обсуждайте с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясняйте их необходимость и целесообразность.
3. Постарайтесь подготовить малыша к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети, возможно, не похожие на него. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно постараться наладить хорошие отношения. В конфликтах между детьми, которые, конечно же, неизбежны, не бросайтесь очертя голову защищать свое чадо или, наоборот, резко его отчитывать. Постарайтесь понять обе стороны, подскажите малышу, как бы вы поступили на его месте в неловкой ситуации.
4. Составьте с первоклассником распорядок дня, вместе следите за его соблюдением. Вам придется проявить твердость и настоять на том, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, что и уроки следует закончить никак не позднее. Лучше всего, пойдите с малышом на полчасика прогуляться перед сном, поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует. Утром начинайте будить ребенка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него было время "раскачаться".
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе учебы. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю и за консультацией к психологу.
8. Позаботьтесь, чтобы у ребенка оставалось достаточно времени для игр, прогулок и общения со сверстниками.
9. Интересуйтесь у ребёнка, как прошёл учебный день, что было интересным, новым, удивительным. Подобное ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка.
10. Помните, что ваше общение с ребенком не должно ограничиваться темами обучения и школы.
11. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребёнка.
12. Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть.
13. Будьте последовательны в своих требованиях. Например, если стремитесь, чтобы ребёнок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему возможность почувствовать себя повзрослевшим.
14. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не получается, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе повторять? Когда же ты, наконец, научишься?» и т.п. – кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.
15. Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.
16. Компьютеры, телевизоры и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
17. Больше всего на свете в течение первого года обучения ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то и нет. И если Вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний Ваш ребенок потеряет веру в себя.
ЕСЛИ РЕБЕНОК ВРЕТ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
«Мой ребенок меня обманывает». Рано или поздно родители неизбежно делают это неприятное открытие. Часто такое поведение ребенка наносит удар по их авторитету, воспринимается как проявление неуважения или даже как педагогическое фиаско. Детское вранье расстраивает взрослых в первую очередь потому, что подрывает доверительные отношения в семье. В данном выпуске методической рассылки попробуем разобраться, как правильно реагировать на детскую ложь и что делать, чтобы она не разрушила отношения с ребенком?
В обществе уже давно установилось однозначное отрицательное отношение ко лжи. Но люди продолжают врать, а в массовой культуре то и дело иллюстрируются ситуации, когда обман становится частью успешной стратегии.Сколько героев сказок, легенд достигли благополучия с помощью обмана (называемого, правда, хитростью)! И это все положительные герои, которым мы сочувствуем.
В таких условиях надеяться на то, что ребенок не будет лгать, невозможно. Однако смотреть на ложь сквозь пальцы и умиляться обманам от детей не стоит. Это не приведет ни к чему хорошему. Поэтому важно понять, почему ребенок врет, научиться распознавать ложь и доходчиво объяснять, почему так делать не стоит.
Как выяснили психологи, в разном возрасте дети врут по разным причинам. Более того, бывают периоды, когда детское вранье приносит отнюдь не вред, а даже наоборот – большую пользу. Но случаются и обратные ситуации – когда детское вранье и неправильное родительское поведение разрушает отношения детей и родителей, отдаляя их друг от друга…
Итак, как и когда врут дети?
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ ЛЖИ
Ложь – это очень сложный мыслительный процесс. Чтобы соврать и не попасться, нужно предварительно оценить все риски, продумать историю и суметь сохранить хладнокровие до окончания диалога. Лгать люди учатся годами, впоследствии это может перерасти в привычку. Начинает формироваться этот навык еще в детстве, и условно можно выделить 6 стадий его развития в зависимости отвозрастачеловека:
До 3 лет.Психологи считают, что дети в этом возрасте еще не умеютврать. Во-первых, они пока не особопонимают, что такое ложь и как именно она работает, зато в этот период времени активно формируетсявоображение. Во-вторых, у маленьких детей еще крепка связь с родителями, так что им просто нечего скрывать.
3-4 года.Как утверждают психологи, именно в этом возрасте дети уже начинают лгать намеренно. К тому моменту они уже понимают, что можно не только говорить правду, но и замалчивать ее. Однако первую ложь дажевраньемназвать нельзя, посколькуребенокв данном случае делает это не из корыстных побуждений. Он просто рассказывает о том, что очень бы хотел увидеть в реальности – фантазирует.
Например, «Ты помыл руки?» – «Да, помыл», – хотя на самом деле он не мыл. Ребенок обнаруживает для себя потрясающую вещь, требующую определенного развития мышления, – что можно сказать то, чего на самом деле не существует.
Еще пример: ребенок что-то разбил или сломал, и когда спрашивают: «Кто это?» – он говорит «Не я!» Он на самом деле хочет, чтобы это был не он. Он хочет быть невиновным. Включается детское магическое мышление: если он словами опишет ситуацию, как он хочет ее видеть, она такой и станет.
На этом этапе ребенок должен понять, что от того, что ты говоришь «халва», слаще не станет. Да, язык может описывать то, чего нет в действительности, но это не способно менять действительность само по себе.
Надо обратить внимание, что именно в этом возрасте, в районе 4 лет, дети получают огромную порцию одобряемых примеров магического мышления. Родители, которые ругают ребенка за то, что он соврал, могут с удовольствием читать ему сказки, где все, что пожелали словами, изменило действительность к лучшему. Они рассказывают про Деда Мороза и Зубную Фею. Говорят «у кошки болит, у собаки болит, а у тебя не болит», и коленка должна перестать болеть.
Это же тоже про магическое воздействие слов. Но одновременно мы хотим, чтобы в каких-то других случаях ребенок эту магию не использовал. Получается двойной стандарт.
Как же реагировать родителю на вранье о немытых руках? Если мы видим, что руки не помыты, мы говорим: «Нет, я вижу, что руки ты не помыл, иди, помой». То есть мы не фиксируемся на этом: «Как ты мог соврать матери?! Как тебе не стыдно?!» Мы просто даем ему понять: слова – это слова, а реальность – это реальность. Наша задача – мягко показать ребенку, что так прямо магическое мышление не работает. От того, что ты сказал, так не будет.
Поэтому, поскольку дети в этом возрасте все-таки врут очень бесхитростно, имеет смысл просто игнорировать факт вранья и обращать его внимание на реальность: «Я же знаю, что это ты разбил, это очень плохо, так не делай, убери!» Мы просто обозначаем, безо всяких обвинений, без оскорблений, что мы, взрослые, различаем, где правда и где неправда. И тут совершенно лишнее «я вижу тебя насквозь». Тут как в сказке – «высоко сижу, далеко гляжу». И не стоит в раннем детском вранье искать серьезные проблемы во взаимоотношениях.
5-6 лет.Для пяти- и шестилетних детей ложь – это фактически социальный эксперимент. Таким образом они пытаются определить границы дозволенного в своей семье, периодически испытывая близких на прочность. Ребенок старается разобраться, что такое ложь и так ли плохо ею пользоваться, как утверждают родные. Он уже представляет себе, что можно говорить, о чем стоит промолчать, а что следует рассказать совсем по-другому. «А что можно сделать, чтобы меня больше не ругали? – размышляет малыш. – А что нужно сказать, чтобы меня похвалили?»Именно в этом возрасте дети чаще всегообманываютсвоихродителейв попытке избежатьнаказанияза плохое поведение.
Опыт показывает, что обманы детей чаще всего случаются в тех семьях, где родители слишком жестко настаивают на своих требованиях и не принимают во внимание отказы ребенка.Когда дети теряют надежду быть услышанными в своих отказах, они ищут обходные пути, чтобы «выживать».
Разные уловки и обманы становятся для них одним из способов борьбы «с противником», где противником оказывается строгий родитель. Выговоры и наказания только усиливают ощущение непонимания. Тогда ребенок изобретает новые приемы, можно сказать, упражняется в хитрости, что никак не способствует развитию моральных качеств – честности, правдивости, уважения и доверия.
Для исправления ситуации родителям стоит посмотреть на свои требования: не слишком ли велик их список и не слишком ли они категоричны? Все ли они нужны и зачем? Может быть, некоторые лучше ослабить или отменить совсем?
Кроме того, важно изменить отношение к отказам и просьбам ребенка, прислушиваться к ним с большим вниманием.
Что касается моментов обнаружения обмана, то разумнее всего спокойно и четко донести до сознания ребенка свое отношение к случившемуся. Пространные объяснения и нотации для 5–6-летнего ребенка излишни: он еще мал, чтобы взывать к его совести. Достаточно просто сказать: «Так делать нельзя», «Это плохо», «Мне это очень не нравится», «Хорошо, если ты не будешь это делать».
Можно добавить: «Мне очень нравится честность, давай попробуем честно договариваться». Последние слова, скорее обращены и к самому родителю: стоит пробовать договариваться с ребенком – это необходимо!
Когда родитель прислушивается к ребенку, тот больше готов прислушиваться к его словам и принимать его ценности.
7-8 лет.Здесь ситуация меняется: ребенок идет в школу, получает больше свободы и начинает формироваться как по-настоящему самостоятельная личность. Если говорить о том,в каком возрасте дети начинают вратьпо-настоящему, то стоит отметить, что обычно это период 1–2 класса. В таком возрасте дети уже хорошо осознают разницу между ложью и фантазиями, так что если и лгут, то вполне сознательно.
Они часто врут ради самоутверждения в обществе в попытке завоевать уважение других школьников, могут обманывать родителей с целью сокрытия плохих оценок или иных проступков.Также ребенок может прибегать к обману как к последнему из доступных ему способов получить желаемое от родителей.
До него важно донести и объяснить, что если он обманывает − то родители об этом, вскоре все равно узнают, а тот разговор, которого школьнику так хочется избежать, состоится. Следует спокойно выстраивать диалог, давать ребенку возможность объясниться. Не стоит его перебивать, кричать и ругать за «безответственность». Спокойный диалог, личные примеры и донесение важности учебы помогут искоренить желание обманывать.Важно также не упустить этот момент и объяснить ребенку, что родительская любовь не связана с отметками в дневнике и что он не хуже других в классе.
9-11 лет.Период завоевания социального признания у сверстников. Тот возраст, когда дети уже хорошо отличают ложь от правды и сами сочиняют настолько реалистичные истории, что родители не всегда могут понять, где, собственно, выдумки.
Девятилетние лгут в первую очередь для придания себе большей значимости в глазах сверстников и в попытке оправдаться перед взрослыми. Обычно это проявляется хвастовством перед друзьями (приукрашают свои достижения в какой-либо из сфер, красочно описывают жилищные условия, присваивают родителям престижные профессии, хвастаются общением с известными людьми и т.д.)либо замалчиванием фактов нарушения семейных или общепринятых правил.
Уже в это время ребенок не столько боится наказания, сколько хочет вырваться из-под навязчивого контроля, показать свою независимость или защититься. В то же время глубоко в душе он по-прежнему ищет признания и поддержки. Он знает, что если родители замечают его ложь – значит, он им не безразличен.
В этом возрасте на детей нередко возлагают «большие надежды». Страх разочаровать близких людей, уверенность в том, что от поведения и оценок зависит будущее, толкает «примерных» школьников на ложь. Понимая, что не соответствуют ожиданиям, они защищают себя от непосильного груза ответственности.
Но когда ложь – единственный метод общения ребенка с окружающим миром, воспринимать ее нужно не как проступок, а как крик о помощи. Часто дети начинают лгать своим родителям, чтобы обратить на себя их внимание. Постоянное вранье, маскирующее серьезные проступки ребенка, заставляет задуматься, все ли хорошо у него в семье. Такоеповедениеможно часто наблюдать у детей, чьиродителинаходятся на грани развода. Напряженность в семье особенно сильно сказывается на самых маленьких – они часто лгут, не думают об учебе, плохо себя ведут и даже иногда воруют. В такой ситуации родители должны проявить максимальное внимание к тому, что происходит с их ребенком. В определенныхслучаях детская ложьможет привести к очень неприятнымпоследствиямкак для взрослых, так и для самого ребенка.
Старше 12 лет. Двенадцатилетние дети уже не считают ложь абсолютным злом. В этом плане они становятся более гибкими и ясно понимают, что в некоторых ситуациях ложь может принести пользу – поможет избежать серьезных неприятностей или привлечь внимание близких. В раннем подростковом возрасте дети лгут чаще всего. Как правило, связано это с чрезмерной строгостью родных, излишней опекой и множеством запретов. И ложь позволяет им выйти за рамки, которые на них наложили взрослые.
Не всегда в этом возрасте ложь представляет собой нечто чудовищное – формируя личное пространство, мальчик или девочка желает пускать в него только «избранных», и это является признаком взросления. Бунтующий подросток хочет быть самостоятельным и не желает отчитываться перед кем бы то ни было, даже перед родителями, где он бывает и что делает. Даже если раньше ложь не была «постоянной практикой», родители могут с удивлением обнаружить, что растущий отпрыск обманывает все чаще. Он молчит, отрицает очевидное, выгораживает друзей (по его мнению, это вполне благородно).
В этот период взросления подростка, вранье «мастерское», иногда почти невозможно понять и отличить, где правда, а где ложь.Подростковый период непростой для всех, но понимание со стороны родителей, поддержка, безусловная любовь и откровенные беседы станут лучшими помощниками в отношениях.
Основные причины сознательной лжи – желание избежать родительского гнева и наказания, скрыть свои собственные сомнительные действия и избежать чувства стыда (даже если не будут наказывать), извлечь выгоду, выгородить себя или кого-то из друзей. В подростковом возрасте к этим мотивам добавляются новые: стремление повысить свой социальный статус в группе, привлечь внимание противоположного пола, защитить свою частную жизнь от окружающих, а иногда и желание высмеять кого-то из сверстников.
Еще дети лгут, когда:
Спомощью лжи дети могут удовлетворить идругие свои потребности, иногда даже такие базовые, как потребность вбезопасности или эмоциональной связи сродителями.
Трудно поверить, что они могут быть удовлетворены черезто, что обычно называют ложью! Причем если ребенок находится втрудной жизненной ситуации иунего нет близких отношений сродителями, онболее склонен удовлетворять свои эмоциональные потребности спомощью фантазий иобмана окружающих.
«На мой взгляд, дети часто врут тогда, когда они ощущают себя припертыми к стенке, – говорит психотерапевт Ирина Млодик. – Они так боятся встретиться с реакцией взрослых, что всеми силами пытаются эту встречу отсрочить. Как правило, это не работает, потому что ваша злость на попытки врать становится только сильнее. Если бы ребенок просто сознавался в своих проступках, все было бы проще, но в момент стресса ему в это трудно поверить».
После того как детей пару раз поймали налжи, родители могут перестать имдоверять иподозревать вобмане полюбому поводу. Они пытаются уличить ребенка волжи, устраивают ему проверки идопросы, ноэто только осложняет ситуацию. «Ребенку становится еще страшнее оказаться раскрытым, уличенным, он врет еще чаще или еще искуснее, – объясняет Ирина Млодик. – Таким образом, родитель как бы отнимает у ребенка его собственную совесть и заменяет ее внешней – своими попытками уличать, контролировать и стыдить за попытку укрыть содеянное».
Дети, получившие психологическую травму, могут врать, чтобы скрыться от болезненных переживаний. Так работают защитные механизмы психики (отрицание, диссоциация, вытеснение). Цель такой лжи – скрыть произошедшее в первую очередь от себя. Понять, что с ребенком случилось что-то, что он не в состоянии пережить, можно по изменениям в поведении: они становятся тревожными, апатичными, заторможенными, иногда агрессивными, нарушается сон и аппетит, ухудшается концентрация внимания, появляются трудности в учебе. Дети дошкольного возраста могут постоянно отыгрывать травму в повторяющихся играх или рисунках. Дети постарше могут проявлять склонность к самоповреждающему поведению, неожиданно увлечься жестокими компьютерными играми.
Многие приемные родители сталкиваются с тем, что приемный ребенок обманывает. Прежде всего, нужно понять источник возникновения этой привычки. Ребенок с раннего детства должен был защищаться от угрожающего ему мира. Не признаешься – останешься цел. Привычка – это стереотип поведения. Она появляется снова и снова в стереотипной ситуации. Ребенок совершает проступок, его разоблачают, и он, чувствуя себя загнанным в угол, начинает все отрицать. Это можно сравнить с малообъяснимыми реакциями. Если что-то, когда-то вызвало тошноту, и произошла фиксация, то «это» будет вызывать подобную реакцию всегда. Прервать стереотип очень сложно. Это требует длительного времени и терпимости. Поэтому воспринимать обман ребенка как посягательство на свою способность к родительствованию не стоит. Ребенок лжет еще и потому, что хочет быть принятым новой семьей, и потому, что не хочет волновать приемных родителей. Для него – это ложь во благо себя и семьи.
Важно понимать, что детское вранье, чаще всего (за исключением определенной психической патологии), – это последствия неправильно выстроенных детско-родительских отношений. И потому, прежде всего, родителям стоит задать вопрос самим себе: «Что же мы делаем не так?», и хотя бы попытаться посмотреть на этот инцидент как на симптом.
По понятным причинам, больше всего стараются скрывать и обманывают дети сверхконтролирующих родителей. Тех, для кого доскональное знание о другом является необходимым средством борьбы с собственной тревогой. Или тех, кого очень страшат детские ошибки, и поэтому они любят воспитывать по принципу: «чтобы неповадно было» и «чтобы раз и навсегда запомнил...».
Именно они готовы докапываться, вскрывать правду. Именно они выворачивают карманы, проверяют ящики стола, читают детские дневники и записки. И, увы, чаще всего они не понимают, не отдают себе отчет в том, что это окончательно уничтожает доверие, близость, разрушает отношения, и заставляет ребенка только искуснее врать, скрываться, сохранять остатки важного и интимного подальше от родительских глаз. В таком контроле и нарушении границ нет никакого мнимого «блага» для ребенка, нет обучения моральным правилам и нормам, скорее, обучение обратному: тому, как вскрывать границы других людей обманным путем (то есть забираться туда, куда тебя не пускали), исключительно высокая тревога родителя и его неудержимые попытки контролировать и удерживать родительский авторитет, который он уже потерял вместе с потерей доверия.
Обвинение и стыжение обычно ухудшают ситуацию. Потому что в ответ на чрезмерную реакцию хочется еще тщательнее спрятаться. Когда ребенок регулярно или хотя бы несколько раз подряд встречался с неадекватной реакцией родителя (кроме вышеперечисленного это могут быть: эмоции сильно расстроенного, раздавленного произошедшим взрослого, его сильно аффективное, неадекватное случившемуся событию состояние), то он вынужден скрывать произошедшее не только для того, чтобы «укрыться от наказания», что само по себе понятно, особенно если наказания грядут быть не адекватными проступку, но и для того, чтобы хоть как-то самому справиться со стрессом, который он вынужден переживать в одиночестве. Ведь так ему хотя бы не надо будет отвечать за чувства его родителя, впавшего в аффект. То есть ко всему, что с ним случилось, перерабатывать еще и последствия его обращения за помощью, во многом чрезмерные, и не помогающие ему понять себя самого.
Когда ребенку нечего скрывать? Когда он понимает, догадывается, а еще лучше знает на своем опыте, что, чем бы он ни поделился со своими близкими взрослыми, он получит помощь, поддержку, разъяснение. На него не накинутся с обвинениями, оскорблениями, к нему не начнут применять разнообразные карательные санкции, а прежде всего, его остановят, если он нарушил какие-то правила и законы, постараются выслушать, понять. Ему помогут разобраться с тем, что он натворил, и им вместе удастся осознать, что же руководило ребенком в сложной для него ситуации, помогут искупить вину или справить ошибку.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК ОБМАНЫВАЕТ?
Большинство людей плохо владеет языком тела, а дети точно не способны одновременно врать и скрывать свою ложь, поэтому жесты выдают их с головой.Дети, сами того не осознавая, дают родителям подсказки.
Если во время беседы ребенок ведет себя следующим образом, можно уже предположить, что он «жульничает»:
Внимательно наблюдая в момент разговора за поведением ребенка, родители могут «поймать» сигналы, которые он не сознательно дает. Эти сигналы свидетельствуют о том, что ребенку, скорее всего сейчас не комфортно. Ребенок понимает, что поступает нехорошо, говоря неправду.
Есть еще несколько психологических нюансов:
– Врунишка обычно буквально утопает в деталях, стараясь запутать и отвлечь собеседника от самого главного – своей лжи.
–Обманщик часто «включает дурачка», притворяясь, что вообще не понимает о чем идет речь.
–Лжец придерживается принципа, что лучшая защита – это нападение, и начинает обвинять всех подряд во всех возможных грехах.
–Когда человек говорит неправду, все эмоции у него несколько заторможены, так как он, думая о своем, плохо следит за текущим разговором.
Другими словами, когда ребенок обманывает, в его поведении и мимике появляются несвойственные ему черты.
Важно помнить, что нельзя судить о невербальном поведении ребенка по одной-двум характеристикам, – точно так же, как невозможно понять, о чем книга, прочитав из нее наугад одно-два слова. Нужно каждый раз как следует обдумывать и анализировать то, что ребенок говорит на секретном языке невербальной коммуникации, пуская в ход всю свою наблюдательность, а также учитывая все, что известно о ребенке и его поведении в прошлом.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Когда родитель ловит сына или дочь на вранье, он может испытывать гнев, обиду, досаду и другие неприятные чувства. Нам неприятна ложь со стороны ребенка, мы испытываем тревогу и пытаемся усилить контроль, чтобы ребенок не заврался вконец и не попал в беду. Однако такие меры не помогают, а семейные конфликты становятся все более жесткими.
Важно помнить: от вашей реакции на ложь ребенка зависит степень вашего взаимного доверия в будущем и отношение ребенка к вам. Вы не одиноки в своей ситуации, с этим рано или поздно сталкиваются многие родители. И, к сожалению, часто они допускают ошибки, которые создают еще большие проблемы.
Чего делать нельзя в такой ситуации:
Что делать, чтобы сохранить ваши отношения, помочь ребенку и себе?
К ситуации стоит отнестись осознанно и спокойно. Если ложь не сопряжена с нарушениями закона или чьих-то границ и прав, то стоит отнестись к ней как к симптому, и попытаться разобраться с тем, что не может сделать (получить) ребенок, не прибегая ко лжи.Если нарушения закона есть, важно об этом сказать ребенку, обозначить. Помочь исправить, искупить вину, извиниться, устранить (возместить) ущерб.
Первое, что необходимо сделать родителю солгавшего ребенка, – это разобраться в причинах лжи. Что-то предпринять в сложившейся ситуации можно только в тесном контакте с ребенком. Начать надо с разговора «по душам». Такой разговор полезен и в ситуации, когда вы только подозреваете, что ребенок вам соврал, и когда у вас есть все доказательства его лжи. Вот что можно сказать ребенку в такой ситуации (советуют специалисты).
Август Айхорн, австрийский психоаналитик, рекомендует воздержаться от выражений типа «Ты лжешь», «Ты должен говорить правду» – гораздо более эффективно вести себя так, как будто ребенок сделал ошибку. Можно сказать: «Ты уверен в том, что сказал? Подумай хорошенько. Погоди-ка, расскажи мне еще раз» и т.д.
Известный детский психолог и психиатр Алан Фромм рекомендует сказать ребенку следующее: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать».
Американский психолог Пол Экман рекомендует заранее договориться с ребенком о взаимном доверительном отношении: «В наших отношениях нет ничего важнее, чем доверие. Если ты сделаешь что-то такое, что мне наверняка не понравится, не бойся сказать мне об этом. Можешь лишний раз напомнить мне, что не надо слишком сердиться. Ты, конечно, можешь попытаться скрыть свой поступок, но я буду просто горд тобою, если ты найдешь в себе смелость сказать правду». Естественно, данное ребенку обещание необходимо сдержать, каким бы ужасным, на ваш взгляд, ни был его поступок.
Ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Если поступок ребенка вывел вас из равновесия, то сначала придите в себя, остыньте и только потом приступайте к спокойному обсуждению случившегося.
В редких случаях требуется ваша немедленная реакция, обычно разговор можно отложить на время, когда все эмоции улягутся. Начав с агрессивных обвинений в адрес ребенка, мы рискуем лишь усилить его потребность лгать. Он почувствует себя еще менее уверенно и будет еще сильнее стремиться избежать упреков и наказаний или стараться заслужить похвалу с помощью лжи.
Из-за грубого обращения ребенок может почувствовать по отношению к вам враждебность, а это чувство тоже не способствует установлению доверительных отношений. Возможно, ребенок сам ищет подходящий момент, чтобы все вам рассказать. Не форсируйте события, а лучше постарайтесь ему помочь, расположите его к откровенности.
Ничто так не ранит детскую душу, как несправедливость. Помните: сколь очевидной ни казалась бы вина ребенка, всегда остается вероятность несправедливого обвинения.
Признаем и нормализуем чувства и мысли ребенка
Возвращаем к реальности, ставим границу
Пытаемся вместе понять, что происходит, и помочь ребенку
Если вы замечаете, что у ребенка есть глубокие проблемы с самооценкой, его социальные навыки серьезно страдают, ситуация с ложью ухудшается и вы не справляетесь, скатываясь в наказания и крики, обязательно обратитесь к психологу.
Из всех воспитательных мероприятий по развитию честности ипорядочности самое действенное – личный пример. Родители должны быть честны даже в мелочах. Еще В.А.Сухомлинский сомневался в правомерности применения в школе такого педагогического приема, как публичное обсуждение поведения ребенка сверстниками, считая, что при этом морально травмируется не только тот, кто совершил проступок, но и коллектив.
Однако вполне полезно и разумно обсуждать с детьми поступки абстрактного ребенка, разбирать ситуации из жизни или примеры из книг, участники или герои которых прибегали к помощи лжи, обсуждайте причины такого поведения и возможные пути выхода из ситуации. Особое внимание обратите на возможность обходиться в затруднительных ситуациях без помощи лжи. Можно использовать произведения, например, рассказы и повести В. Драгунского, Ю.Сотника, А. Алексина, Ю. Яковлева, В. Крапивина и др.
Если ваши отношения с ребенком построены на взаимном доверии, если ребенок знает, что вы уважаете его право на личную жизнь и всегда готовы прийти ему на помощь, то он будет откровенен с вами. В непростой для себя ситуации ребенок обязательно обратится к тому, ктопроявляет искренний интерес к нему и его проблемам. Хорошо, когда у него есть возможность обратиться за помощью к родным, а не к сомнительной компании во дворе или первому встречному.
Как вести себя с подростком, который врет
Большинство подростков лгут своим родителям в тех или иных ситуациях.Обычно причина обмана кроется в нарастающем желании свободы и/или попытке избежать неприятностей. При этом исследователи заявляют, что родителям весьма непросто определить, когда их ребенок врет.Умение распознать ложь – первый шаг к исправлению проблемного поведения и восстановлению доверия между вами и ребенком.
Как реагировать на ложь
Сообщите подростку, что знаете про обман.Если вы уличили подростка во лжи, то вам следует затронуть эту проблему и сопутствующее поведение (о чем вам солгали). При этом вести себя необходимо максимально осторожно. В противном случае подросток может обидеться на вас в ответ и перестать общаться на другие темы.
Держите эмоции под контролем.Во время обсуждения обмана очень важно не выходить из себя. Ситуация уже проблематична, а злость или расстройство все только усложнит.
Сообщите свое неодобрение.Для начала скажите, что ложь причиняет вам боль и подрывает доверие между вами. Не нужно развивать в подростке комплекс вины, но очень важно донести, что обман отрицательно сказывается на вас лично, а также на ваших взаимоотношениях.
Поддерживайте открытое общение в будущем.Лучший способ предотвратить обман в будущем – показать подростку, что вы охотно идете на встречу. Если ребенок почувствует, что может прийти и рассказать вам о своих проблемах, либо сознаться в ненадлежащем поведении и не нарваться на крики, то это укрепит доверие между вами.
Установите и воплощайте в жизнь наказание за обман.Если ваш ребенок продолжит вести себя неподобающим образом и лгать об этом, то очевидно, что урок не усвоен. В таком случае нужно привести в исполнение правила и наказывать подростка за каждый случай обмана в будущем.
Рассмотрите случаи вынужденной лжи.Большинство неисправимых лгунов пытаются что-либо получить посредством обмана. Нередко такое поведение мотивировано проблемной самооценкой. Если подросток постоянно лжет, даже в ситуациях, когда для этого нет формального повода (он ничего от этого не получит или не избежит наказания), то вам пора вступить в дело.
Как реагировать на ложь, скрывающую опасное поведение (употребление наркотиков и алкоголя).Многие подростки проходят этап экспериментов, включающий попытки попробовать алкоголь и наркотики. Такие эксперименты редко проходят бесследно. Даже «низкоуровневые» отравляющие вещества вроде алкоголя могут иметь серьезные последствия для здоровья вашего ребенка, особенно в период роста и развития организма. Случайное употребление может вызвать зависимость, к тому же любое употребление может спровоцировать проблемы с законом.Если подросток злоупотребляет наркотиками или алкоголем, то вы должны провести откровенную беседу и пояснить все опасности таких действий, а если это не исправит ситуацию, то может потребоваться помощь квалифицированного специалиста.
Честное и открытое общение, а также умение принимать верные решения – лучший способ профилактики лжи у подростков.
Станьте наглядным примером и будьте честны настолько, насколько вы того требуете от ребенка.
Предупреждения
Важно понимать разницу между обманом и скрытностью. Если подростку некомфортно делиться с вами деталями своей жизни, то это не значит, что вас обманывают.
Не становитесь строгим или чрезмерно опекающим родителем с целью предотвратить скрытное поведение; такая стратегия окажется безуспешной.
Причины, по которым дети обманывают, довольно типичны. В большинстве случаев приучить ребенка говорить правду можно также простыми способами. Старайтесь быть бережными к границам и чувствам ребенка, искренне интересуйтесь его жизнью и формируйте доверительные отношения. И тогда у него не останется причин для того, чтобы врать, ведь говорить правду всегда приятней, если ты не чувствуешь угрозы и необходимости защищаться.
Важно донести до ребенка мысль о том, что если он попал в какую-то сложную ситуацию или беду, то именно они, родители, хотят быть рядом для того, чтобы помочь с этим справиться. Важно, конечно, не только донести, но и последовать этому.
Самый главный урок, который могут вынести дети для себя на тему лжи, – это то, что говорить правду в собственной семье можно, не опасаясь последствий. Правда родителям – это естественные последствия доверительных отношений, а если их нет, то можно требовать чего угодно, но ребенку будет хотеться утаивать, причем виноват в этом будет не он. Правда родителям – это уверенность в их адекватной реакции на его ошибку, просчет или поражение, это надежда на понимание, поддержку и взрослую помощь в исправлении.
Они хотят быть уверенными в своих родителях как в лучших друзьях, которые сами правдиво указывают на ошибочность их представлений или поведения и помогут преодолеть все это. Эту родительскую модель они заберут с собой в будущую семейную жизнь.
Так что, правда или ложь – это не вопрос морали, это вопрос уважения, доверия и возможности считать другого по-настоящему близким.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Николаева Е. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи.
Каковы причины детской лжи? Как ее распознавать и как с ней справляться? Ответы на эти и многие другие горячие вопросы вы найдете в книге известного петербургского психолога Елены Николаевой, автора замечательных книг «Кнут или пряник?» и «111 баек для детских психологов».
Написанная просто и доступно, эта книга поможет вам преодолеть как реальные, так и мнимые трудности в воспитании собственных детей. По-настоящему полезный подарок для родителей и надежное подспорье для воспитателей, психологов, педагогов.
https://klex.ru/hrn
Экман П. Почему дети лгут?
Пол Экман – профессор психологии Калифорнийского университета в Сан-Франциско, всемирно известный специалист, исследователь и автор самых известных работ, посвященных исследованию невербального поведения (мимики и жестов).
Толчком для написания этой книги стали реальные трудности в семье П. Экмана при воспитании собственных детей.
Ложь – серьезная проблема в жизни любой семьи. Экман подробно описывает виды и мотивы лжи, используя опросы не только родителей и учителей, но исамих детей, что делает книгу уникальной. Глубокий анализ мотивов, побуждающих ребёнка лгать, позволяет по-новому взглянуть на эту проблему.
Отдельная глава посвящена возрастным особенностям детской лжи.С какого возраста дети начинают лгать, понимать, что такое ложь? Насколько ловко они лгут? Насколько легко разоблачить ребёнка, чем он старше? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой главе.
Это семейная книга, написанная семьей для семей. Несколько глав в книге принадлежат жене ученого – Мэри Энн МэйсонЭкман. Глава "Вгляд подростка на проблемы лжи" написана сыном Томом. Во время написания труда дочери Пола было 8 лет, и хотя она не могла сама написать главу, её соображения и примеры из её жизни нашли отражение в этой книге.
https://royallib.com/book/ekman_pol/pochemu_deti_lgut.html?ysclid=lgbwlkkswj834326652
Смирнова Е.Ю. Что скрывает детская ложь. Кто виноват и что делать?
Современные дети требуют к себе уважения и демократического подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер, а воспитание по старинке только осложняет детско-родительские отношения, ребёнок становится агрессивным, скрытным, неуправляемым.
В книге вы найдете ответы на «острые» вопросы: что же такое детская ложь, почему ребёнок обманывает, как вести себя родителям, чтобы сохранить доверие и поощрить правдивость, не вторгаясь сверх меры в личный мир ребёнка.
Советы специалиста обязательно подскажут вам единственно верный путь к взаимопониманию в общении с детьми.
РенуАрмель Зачем быть честным? Усик и одна маленькая ложь. Эксмо, 2021. 32 с.
Веселые истории про котенка Усика.
Елизавета Филоненко Тайное общество покорителей вранья. Поединок с ложью
Ребенок привык прибегать ко лжи, чтобы избавиться от проблем, но обман растет как снежный ком, а тут и до лавины рукой подать? Книжка "Тайное общество покорителей вранья" ненавязчиво и в доступной игровой форме объяснит любому ребенку, что говорить правду гораздо выгоднее. Четыре истории с хорошим концом и специальный план под кодовым названием "6 ступенек к жизни без вранья" – и ребенок сможет самостоятельно одержать победу над ложью.
Николай Носов. Фантазёры и другие рассказы. М.: Махаон, 2021. 112 с.
В книгу вошли любимые школьниками произведения известного детского писателя Николая Николаевича Носова. Его рассказы поучительны и полны доброты и юмора, а их герои – мальчишки и девчонки, весёлые, любознательные и изобретательные. Лёгкие и увлекательные истории не заставят скучать, и ребята от души посмеются над выдумками и проделками своих сверстников.
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:
Счастливый ребенок: Психология детской лжи. Почему дети обманывают?
Канал сайта Я – Родитель
В этом выпуске программы "Счастливый ребенок" психологАнна Бабенко расскажет о том, почему дети обманывают, как отличить фантазию от лжи и как объяснить ребенку, что врать – это плохо.
https://www.youtube.com/watch?v=cEZEjrKAwGs
Что делать если ребенок врет? Советы психолога, как отучить детей обманывать.
В видеоролике советы детского психолога Анны Просветовой на тему: почему дети лгут своим родителям и как отучить детей обманывать?
https://www.youtube.com/watch?v=c7ahUiTLUzM
Мультфильм «Замок лгунов»
Советскийрисованныймультипликационный фильм1983 года, поставленный режиссёромГеннадием Сокольскимпо мотивам одноимённой сказки литовской писательницыВитаутеЖилинскайте.
С героем фильма, любившем лгать, происходят невероятные приключения, благодаря которым он приходит к выводу, что лучше говорить правду.
https://www.youtube.com/watch?v=N0x5VKot3uEttps://www.youtube.com/watch?v=N0x5VKot3uE
Памятка для родителей по воспитанию одаренного ребенка
Помогайте ребёнку принимать самостоятельные решения в том, что касается его дисциплины.
Всегда предоставляйте ребёнку свободу выбора, чего бы это не касалось!
Никогда не унижайте детей. НИКОГДА!
Всегда объясняйте ребёнку, почему Вы даёте ему какие-то инструкции, указания. И при этом сами слушайте свои объяснения. Не звучат ли они глупо – вроде«потому, что я так сказал!». Если Вы приказываете ребёнку в диктаторском, авторитарном духе без веских оснований, то он отстранится от Вас.
Сделайте ребёнка своим партнёром в собственном воспитании. Ребёнок будет рад сам устанавливать правила без поддержки взрослых.
Определяя для ребёнка границы дозволенного поведения, сохраняйте при этом творческий подход к его воспитанию.
Ваша поддержка действий ребёнка должна выражаться, прежде всего, в формировании у него чувства безопасности. Избегайте порицания и критики по отношению к личности ребёнка. Всегда давайте ему понять, что Вы поддерживаете его начинания. Ребёнок станет более восприимчив к Вашим словам и удивит Вас. Не заставляйте его достигать чего-либо, но позвольте ему действовать с воодушевлением.
Не говорите ребёнку, кто он сейчас или кем он станет впоследствии. Он знает это лучше Вас. Позвольте ему самому решать, что ему интересно. Не заставляйте его продолжать Вашу династию и не приобщайте к семейному делу только на том основании, что так поступали поколений в Вашей семье.
Дайте выход его безмерной физической энергии.
Обращайтесь с детьми как со взрослыми и равными, но не возлагайте на них взрослые обязанности.
Предоставляйте детям право высказывать своё мнение при принятии решений по разным вопросам. Не говорите с ними свысока.
Слушайте их! Они поистине мудры и знают такие вещи, которые Вам неведомы.
Рекомендации по безопасному пользованию интернетом.
Какие угрозы есть в интернете?
Стоит ли запрещать ребёнку пользоваться интернетом?
Конечно, нет. Это практически невозможно сделать. Ведь интернет доступен не только дома, но и во многих других общественных местах.
Очень важно научить детей правильно пользоваться интернетом!
Правила безопасности детей в интернете
Советы родителям
1. Посещайте сеть вместе с детьми, побуждайте их делиться опытом использования Интернета.
2. Научите детей доверять интуиции - если их в Интернете что-либо беспокоит, пусть сообщают вам.
3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя личной информации (имя ребенка, адрес электронной почты, номер телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.
4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.
5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.
6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
8. Контролируйте действия детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.
9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.
10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире
Кибербуллинг – это намеренное, неоднократно повторяющееся воздействие на подростка посредством электронных технологий, включающих в себя рассылку сообщений оскорбительного и угрожающего характера, а также распростанение в сети неправдоподобной унижающей информации, фото и видео с участием пострадавшего.
Когда информация попадает в интернет, она выходит из-под контроля, и оскорбления, унижения, неприятные фотографии, видео способны циркулировать в интернете бесконечно долго. Если раньше подростковые издевательства носили открытый характер и могли быть пресечены внимательными педагогами и родителями сразу, то благодаря современным интерактивным средствам связи, сделать это сейчас не просто.
Киберагрессор необязательно должен иметь физическую силу, авторитет и влияние на сврстников, чтобы чувствовать своё превосходство.
Уважаемые родители, объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова – читать грубости так же неприятно, как и слышать.
Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путём.
Если у Вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых Вашего ребёнка подвергается кибербуллингу, то сообщите об этом классному руководителю, психологу или педагогу социальному – необходимо принять меры по защите ребёнка.
Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернет (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии) может быть использована агрессорами против них.
Помогите ребёнку найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички.
Поддерживайте доверительные отношения с Вашим ребёнком, чтобы вовремя заметить, если в его адресс начнёт поступать агрессия или угрозы. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.
Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьёзными, касаются жизни и здоровья Вашего ребёнка, а также членов Вашей семьи, то Вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи уголовного и административного кодексов о правонарушениях.
Интернет-ресурсы
Сайт содержит справочник профессий, новейшую информацию по изменениям в образовательной среде. Электронный справочник высших и средних учебных заведений Беларуси. Поиск вузов и сузов по специальностям и вступительным экзаменам. График проведения ЦТ. База частных объявлений. Мониторинг вступительной кампании.
Каталог ВУЗов и специальностей. Информация приемных комиссий ВУЗов. Программы вступительных экзаменов по основным предметам. Мониторинг вступительной кампании.
Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной. Посвящен проблемам профессионального и личностного самоопределения и адресован специалистам образовательных учреждений, На сайте представлены методики, тесты самодиагностики, статьи и фрагменты из книг и фильмов.
Сайт психолога-профконсультанта Галины Резапкиной. Сайт ответит на такие вопросы: как выбирать профессию, слагаемые успехи, профориентация в лицах, сопровождение профориентации.
http://www.proforientator.ru/tests
На сайте размещены экспресс-тесты, позволяющие осуществить профессиональную диагностику оптантам
http://moeobrazovanie.ru/proforientacija_shkolnikov.htm
Сайт содержит методические разработки профориентационных занятий по различным учебным дисциплинам
На сайте представлена информация по профориентации школьников и взрослых
На данном сайте представлены рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных учреждениях
http://testoteka.narod.ru/prof/1/03.html
сайт ТЕСТотека – набор диагностик, позволяющих определить профессиональные склонности, предпочтения как в обычном режиме (распечатать методику), так и в режиме on-line тестирования.
http://azps.ru/tests/tests3_labilnost.html
Методика «Интеллектуальная лабильность»
Практические рекомендации родителям.
Задолго до экзаменов обсудите с ребёнком, что именно ему придётся сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, на какие предметы придётся потратить больше времени, а что потребует только повторения. Определите вместе с ребёнком его золотые часы (жаворонок он или сова). Сложные темы лучше изучать в часы подъёма, хорошо знакомые в часы спада. Познакомьтесь с материалам к экзаменам. Не стесняйтесь признаться ребёнку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние 12 часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребёнку будет интересно знать ваше мнение на этот счёт (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребёнку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает ничего. Если ему кажется, что ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит.
В выходные дни, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребёнку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов задач по математике, физике и т.д. для подготовки к ЦТ. Договоритесь, что у него будет два или три часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале экзамена. Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить и обсудить почему они возникли. Поговорите и об ощущениях которые возникли в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребёнок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы 11-классник обходился без стимуляторов (кофе, крепкий чай), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может принести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы музыка была без слов.
Если ваш ребёнок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил экзамен помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чём причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло!»