Занятие с элементами тренинга (для законных представителей учащихся, требующих особого педагогического внимания)

Занятие с элементами тренинга

(для законных представителей учащихся, требующих особого педагогического внимания)

«Хорошие родители хороших детей»

Подготовила

педагог социальный Рахманина Ю.А.

Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка

Задачи:  

1.Познакомить родителей с особенностями и принципами воспитания детей.

  1. Содействовать возникновению у родителей желания и умения создавать благополучную обстановку в семье для успешного воспитания ребенка.

3.Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

Ход мероприятия:

1.Приветствие.

Педагог социальный: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на очередное занятие, которое называется «Хорошие родители хороших детей»

  1. Вступительное слово.

Педагог социальный: «У хороших родителей вырастают хорошие дети». Как часто мы слышим это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что такое - «хорошие родители»? При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями так же, как учимся быть мужьями и жёнами, как постигаем мастерство и профессионализм в любом деле. В родительском труде так же возможны сомнения и ошибки, временные неудачи, которые сменяются победами. Сегодня в ходе нашего занятия мы попробуем ответить на вопрос «Как стать хорошим родителем для своего ребёнка».

  1. Теоретическая часть.

Педагог социальный: Но, прежде чем ответить на данный вопрос, немного теории.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

Задачи семейного воспитания: развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей.

Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.

Принципы воспитания – это практические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:

- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;

- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть;

-воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

-личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

-воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

- оптимизм – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Основные принципы воспитания в семье

  1. Принцип целенаправленности
  2. Принцип научности
  3. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка
  4. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности
  5. Принцип комплексности и систематичности
  6. Принцип согласованности в воспитании

Принципы воспитания, включая семейные принципы, строятся на началах постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания базируются на целях воспитания.

Методы воспитания детей в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Сколько родителей – столько разновидностей методов.

Основные методы семейного воспитания:

- убеждение (объяснение, внушение, совет);

- личный пример; - поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива);

- наказание (лишение удовольствий, ограничение в получаемых благах). Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания.

  1. Практическая часть.

Упражнение 1 «Я – хороший родитель?»

Педагог социальный : Перед каждым из вас – силуэт человечка – «родителя». В течение 1 минуты необходимо рядом с этим человечком отразить основные качества хорошего родителя

(Любит своего ребёнка

Занимается образованием ребёнка

Оказывает помощь

Готов выслушать

Заботится о здоровье  и т.д.)

Заслушиваются родители

А теперь поставьте, пожалуйста, сами для себя возле каждого указанного вами критерия «+»- если вы это выполняете на 100% и «-» - если выполняете не на 100% или вообще не выполняете.

Вывод: сложно соответствовать званию «хороший родитель». Что же нам мешает?

Упражнение 2 «Помощники и враги»

Педагог социальный: Определите, пожалуйста, «помощников» и «врагов»  в становлении нас как хорошего родителя. Переверните листочек с человечком и  разделите его на две части, где запишем «помощников»  - всё то, что может нам помочь стать хорошим родителем и «врагов» - всё то, что препятствует.

 

ПОМОЩНИКИ

ВРАГИ

Я –родитель (у меня есть ребёнок – и это дар)

Знания

Воспитанность личная

Желание

Здоровый образ жизни

Финансовое благополучие и т.д.

Лень

Занятость на работе

Усталость

Личная жизнь главнее

Асоциальный образ жизни

Отсутствие взаимопонимания с ребёнком  и т.д.

 

 

Заслушиваются родители. Составляется общая таблица.

Педагог социальный - Способен ли родитель побороть «врагов» самостоятельно? Что для этого необходимо сделать? (ответы родителей)

-Что может произойти, если «врагов» будет больше чем «помощников» (ответы родителей).

Преодоление «врагов» - это тяжёлый труд, который в будущем будет оправдан многократно. Родитель, который в должной степени занимается воспитанием ребёнка, заинтересован в его благополучии, обеспечит успешность ребёнку в будущем, оградит от совершения возможных ошибок.

Самые важные учителя для детей – родители. Поэтому часто говорят «Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».В каждый момент своей жизни задумайтесь: правильно ли вы подобрали слова, тот ли метод наказания используете, какая манера общения в семье, какой образ жизни ведёте…..

Упражнение 3 «Светлое будущее»

Педагог социальный:. Я уверена, что каждый родитель желает своему ребёнку самого лучшего. Перед вами сердечко яркого цвета. Напишите на нём, пожалуйста, о каком будущем для своего ребёнка вы мечтаете…. (светлое, счастливое, благонадёжное, беззаботное, надёжное и т.д.) Заслушиваются родители.

Теперь эти сердечки поместите в чашу (прозрачная чаша).

Вывод: Посмотрите, какое яркое, красивое будущее у ребенка! И такими же должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, не потускнела, а стала еще богаче.

В силах родителей помочь достичь желаемого будущего для ребёнка. Для этого уже сегодня необходимо не допустить личных ошибок, ошибок в воспитании.

Упражнение 4 «Светлое будущее»

Ситуация 1:

Педагог социальный:. Сейчас мы попробуем на примере разобрать наше поведение в определённых жизненных ситуациях. Для этого разделимся на 3 группы. Каждая получит по одной практической ситуации.

Ситуация 1:

"Мама трёхлетнего сына приказывает: "Убери за собой игрушки!", а сама уходит на кухню. Она искренне полагает, что ребёнок способен сделать это самостоятельно, что это для него интересное и желанное занятие. Однако. Он вроде бы и начинает убирать свои игрушки, но вот наткнулся на какую-то интересную коробочку.

А мама? У неё на кухне что-то пригорело, позвонили с работы -что-то там не так, да и вообще она издёргана своими повседневными заботами. Заходит в комнату, спотыкается о разбросанные кубики ну и, конечно, воздаёт сыну "по заслугам", злясь на него и жалея себя. Ребёнок, захлёбываясь слезами, кричит ей в ответ: "Уходи! Ты плохая!" Мама воспринимает его слова, как проявление эгоизма, злобы, неблагодарности, раздражается ещё больше и наказывает его уже за эти эмоции.

Комментарий: Мать разрядила на ребёнке собственное напряжение. А если бы она сумела понять своё эмоциональное состояние, то нашла бы другой объект для разрядки. Она не сумела услышать в крике ребёнка обиду и страх, что его не любят, и это чувство у малыша только усугубилось новым наказанием.

Ситуация 2:

"Мама с дочкой идут из школы. Она торопится, а девочка капризничает. Мама нервничает: "Иди скорее, что ты еле ноги волочишь!" Но дорога до дома действительно далека, и уже хочется пить, а мама недовольна. "

Комментарий: А ведь настроение (своё и ребёнка) поднять и даже прибавить сил, если вообразить себя отважной Элли, которая идёт помогать своим друзьям. И от того, как бодро и мужественно она будет шагать, как настойчиво будет добиваться цели, зависят жизнь её друзей и успех победы над злом. Поверьте, придёт время, когда ребёнок, теряя силы и надежду в борьбе с трудностями, научится сам воодушевлять себя яркими образами - примерами, как это делают многие взрослые.

Ситуация 3:

" Он у нас такой худенький", - беспокоится мама и превращает ребёнка в узника каш и котлет. "Она у нас такая бледненькая!" - и заменяет нудными натациями замечательный мир детских игр и забав. Степенная любящая бабушка оберегает внука от шумных и неугомонных сверстников: "Он так устаёт от других детей!"

Комментарий: Мы ежедневно стараемся управлять жизнью ребёнка во всех обыденных мелочах, заставляя его жить по нашим правилам и представлениям. И вот тогда при огромном желании взрослых вырастить жизнерадостного, здорового ребёнка получается обратный  эффект: пассивный, несамостоятельный ребёнок.

Вывод: Родители совместно с детьми – творцы их светлого будущего.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог социальный: Наше мероприятие подходит к завершению. Надеюсь, что затронутые в ходе его вопросы, были полезны для каждого из нас и будут применимы в ваших семьях.

И напоследок мы выведем «Формулу доброго отношения в семье». У каждого из вас есть ладошка, пожалуйста, подпишите ее, отвечая на вопрос:

«Что Я  начну делать для того, чтобы стать или продолжить быть хорошим родителем для своего ребёнка?» 

Подписанные ладошки прикрепите к нашему родительскому сердцу (нарисовано на плакате) Время работы 3 минуты.  

Педагог социальный:  Давайте взглянем на наши результаты!  Посмотрите, какое наше родительское сердце большое, доброе, яркое! Оно щедро дарит нашим детям свое тепло, ласку, любовь, не   выбирая время и место для этого.  А наши ладошки – это руки, которые мы протягиваем нашим детям, чтобы поддержать их, помочь им или просто обнять. И очень хочется, чтобы такое сердце было в каждом доме и  в каждой семье. 

Спасибо, что нашли время и посетили сегодня учреждение образования. До новых встреч!