Семинар – практикум для родителей учащихся 4 классов Как научить своего ребенка жить в мире людей

Цель: формирование у родителей понимания значимости эффективного общения ребенка с окружающими людьми.

 

 

Задачи:

-определить значение умения общаться в жизни человека;

-проанализировать и обсудить с родителями проблемы, возникающие у детей

при общении со сверстниками и взрослыми;

-найти пути преодоления проблем в общении детей.

 

Ход семинара:

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Время идет, дети растут, появляются новые достижения, новые радости и, к сожалению, новые проблемы! В один прекрасный (точнее, не очень прекрасный) день родители узнают новости из школы, которые никак не сочетаются с их представлением о собственном ребенке.

Упражнение «Этажи».Предлагается представить, что родители сейчас находятся перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа: - на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества; - на втором этаже – обычные товары средней цены и качества; - на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, шикарные вещи. Вопрос: на каком этаже вы бы хотели приобретать товар? Тезис: когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умным.... Может быть, воплотив наши несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, так в жизни не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть чуть-чуть от первого, второго, третьего этажей. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится и то, чтобы вы хотели изменить, воспитать.

В толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя. Сегодня мы в очередной раз возвращаемся к разговору о воспитании наших детей. Сегодня попробуем разобраться в том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми.

Итак, составной частью нравственного воспитания школьников является культура поведения.

Ребенку, только вступающему в мир человеческих взаимоотношений, порою бывает трудно построить отношения со сверстниками и взрослыми так, чтобы получить желаемое и не обидеть собеседника. Естественно, все без исключения родители хотят видеть своих детей умеющими общаться с людьми. У ребят же не всегда это получается, и задача взрослых помочь им. Задачи  взрослых в воспитании культуры поведения детей:

1.Воспитание уважения к людям.

Притча (звучит спокойная инструментальная музыка)

“Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.  – Папа, можно у тебя кое-что спросить?

– Конечно, что случилось?

– Пап, а сколько ты получаешь? 

–Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе? – Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?

– Ну, вообще-то, 500. А что?

– Пап – сын посмотрел на него снизу вверх очень серьёзными глазами. – Пап, ты можешь занять мне 300?

– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую-нибудь дурацкую игрушку? – закричал тот.– Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать! Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь!           Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына: “Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?” Но спустя какое-то время он успокоился и начал рассуждать здраво: "Может, ему действительно что-то очень важное нужно купить. Да чёрт с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег". Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели. – Ты не спишь, сынок? – спросил он.

–Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.

– Я, кажется, слишком грубо тебе ответил, – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.

Мальчик сел в кровати и улыбнулся. 

– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он. Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот… Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца. – Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот. – Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, – ответил ребенок. – Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу чтобы ты поужинал вместе с нами…”

          Порой за ворохом дел мы забываем о том, что самое лучшее, что мы можем дать своему ребенку – это любовь сердца, тепло души, личное внимание и свое бесценное время. Их нельзя “заработать”, “купить” – они даются только сейчас. Мы не владеем прошлым – оно уже за плечами. Мы не берем авансом будущее – оно еще не наступило.

 

          Вывод: Воспитание уважения к людям осуществляется главным образом, через семейное воспитание. Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создаёт для этого благоприятные условия. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые закладывает его семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поступятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старалась школа и педагоги - помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

 

2.Формирование правил поведения и хороших манер в гостях, дома, на улице, в общественных местах.

О правилах поведения и хороших манерах дома и в общественных местах говорится и пишется достаточно много. Дети знают, что нельзя: громко кричать, драться, перебивать в разговоре другого человека, списывать из чужой тетради, задавать неуместные вопросы, свистеть, жадничать, врать, молчать, если кто-то совершил плохой поступок, завидовать кому-то, быть равнодушным к чужой беде, навязываться в друзья и т.д. Но многие из них не выполняют этих норм поведения на практике.

Почему же, зная нормы поведения, дети, а подчас и родители, их не выполняют? Да всё просто:

1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правила - причина простая и легко исправимая.

2.Они не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, формирующаяся неоднократными упражнениями

  1. Иногда ребёнок знает правила поведения,знает, как их выполнять, но… не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у них волевого усилия в достижении чего-то.
  2. Часто ребята не выполняют правила,считают их не нужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

          Главная задача в этих случаях грамотно методы воздействия. Попрактикуемся в упражнении «Дисциплина».

Упражнение «Дисциплина».

Каждый участник кратко описывает на карточке типичную для его семьи ситуацию, когда необходимы какие-либо дисциплинарные меры по отношению к ребенку. Эти карточки перемешиваются, родители распределяются по парам. Каждая пара вытягивает себе карточку c описанием ситуации, которую нaдо решить c помощью предоставления выбора и выявления его логических последствий. Затем происходит групповое обсуждение найденных решений.

3.Воспитание культуры общения и культуры речи ребёнка.

Культура личности включает несколько аспектов:

1) Культура внешности — один из компонентов культуры поведения. Внешний вид человека играет в практике общения большую роль. Начинать формирование культуры внешности надо с элементарной аккуратности, чистоплотности, привития санитарно - гигиенических норм. Работа по воспитанию культуры внешности ведётся в двух направлениях: выработка правильного понимания внешней и внутренней красоты человека и обучение детей искусству быть привлекательным, вооружение их знанием конкретных способов «сотвори самого себя» т.е., что бы школьник осознавал, «что в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

2) Культура общения включает способность правильно ориентироваться в ситуации и подбирать фразы с учётом того, кому, зачем, что и как сказать. Вступая в общение, каждый человек подбирает такие слова, которые помогают установить и поддержать «обратную связь» с собеседником.

Большая роль принадлежит взрослым и в воспитании культуры поведения в общественных местах. Являясь примером, они должны прежде всего следить за своим поведением. Это обязательное правило культуры поведения, которая воспитывается не с помощью нравоучений, какого-то специального морализаторства, а всем образом, укладом жизни, отношениями, существующими в семье Личное обаяние человека проявляется в умении говорить, разговаривать. Важно не повышать голоса, не отдавать приказы. Нужно помнить, что соблюдение норм вежливости предохраняет от многих конфликтов, создаёт доброжелательную атмосферу, улучшает настроение. Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо. Всегда надо помнить: вы – главный воспитатель, вы – пример. Непременным условием воспитания у детей культуры общения является формирование у них позиции открытости, дружелюбия, доверия, чувства радости общения.

3) Культура речи - ещё одна составляющая культуры поведения. Рассматривается как владение нормами устного и письменного языка. Как владеет человек этим средством коммуникации, судят об уровне его воспитания. Искусство общения с людьми кроме умения говорить, вести разговор  включает и умение внимательно слушать собеседника. Перебить человека, не дать ему высказаться до конца считалось и считается верхом бестактности. Воспитанный человек никогда не позволит себе разговаривать сидя, если собеседники стоят. Искусству спорить, не нарушая добрых отношений, также надо учиться с детства. Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени  вечерами и в выходные дни. Ругаться при детях не допустимо. Неотъемлемыми атрибутами должны быть юмор, шутка, остроумие.

Упражнение «Мозговой штурм». Родителям необходимо на одном листе ватмана написать факторы, оказывающие негативное влияние на формирование культуры общения ребёнка. На втором  - какую помощь могут оказать родители в устранении либо снижении значимости этих факторов.

У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находятся общий язык и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственно инициативы, – вот условия истинной родительской любви. Помимо понимания и уважения к себе, как личности, каждый ребенок должен видеть перед своими глазами образец любви, на основе которого он впоследствии может строить свои чувства по отношению к окружающим его людям.

          Подытожить всё сказанное сегодня хочется древней притчей:«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

- Что еще тебе слепить? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил  человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

- Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

  1. РЕФЛЕКСИЯ

          Уважаемые родители, мне хочется верить, что наша встреча состоялась не зря. Кому-то она была даже нужна… «Ведь, если  звёзды зажигают- значит -это кому-то нужно…» Давайте и мы сейчас зажжём звёзды, звёзды новых знаний.

«Звездочки»  На символах в виде «звездочек» родители записывают то самое важное, что взяли с сегодняшнего семинара и будут использовать в воспитании своих детей.

Рахманина Юлия Анатольевна педагог социальный