Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Новополоцкого горисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 3 имени В.В. Щербакова г. Новополоцка
ЧТО ТАКОЕ "БУЛЛИНГ" И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?
Буллинг — травля одного человека другим, агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности. Профилактика буллинга (мероприятия по его предупреждению или снижению уровня агрессии, насилия) поможет снизить масштабы данного негативного явления, сократить количество вовлеченных в него "агрессоров" и "жертв», наладить взаимоотношения между детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого.
Главные компоненты буллинга:
Существуют следующие виды буллинга:
Психологический буллинг имеет несколько подвидов:
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.
Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.
Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.
В ситуации травли всегда есть:
Типичные черты обучающихся, склонных становиться "агрессорами" буллинга:
Важно отметить, что не всегда обидчики хотят своим поведением принести вред своей жертве. У них могут быть свои цели: почувствовать свою силу, повлиять на ситуацию, сформировать значимые для себя черты характера.
"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других.
Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот. Иногда кто-то из одноклассников берет на себя роль спасателя, защищая жертву перед обидчиком. Однако достаточно часто эта роль становится неоднородной, так как спасатель начинает испытывать на себе силу преследователя, он превращается из спасателя в жертву, а иногда и просто в жертву данной ситуации.
В начальной школе насилие может начинаться с рэкета – когда старшеклассники отбирают у младших деньги. У детей 11–15 лет в ходу сплетни, унизительные шутки, бойкот. Причем мальчики и девочки используют разные формы буллинга. Если мальчики чаще прибегают к физическому буллингу (пинки, толчки и т.п.), то девочки охотнее пользуются косвенными формами (распространение слухов, исключение из круга общения). Девочкам труднее справиться с проблемой буллинга, чем мальчикам.
Половые (гендерные) различия буллинга связаны с особенностями мальчишеской нормативной (агрессивной) культуры, которая заметно меняется с возрастом. В среде маленьких мальчиков физическая агрессия, как правило, влечет за собой непопулярность и социальное отторжение со стороны сверстников. У 10-12 – летних мальчиков буллинг сильнее всего выражен в начале учебного года, когда дети борются за свой статус в школьной жизни (лидер, принятые, непринятые, отверженные, изгои). Когда этот процесс завершен и групповая иерархия оформлена, буллинг ослабевает. Многочисленные исследования показывают, что более напористые мальчики имеют больше друзей и пользуются большим успехом у девочек в установлении дружеских отношений. В тех школьных классах, где существует жесткая структура иерархии класса, ребенок вынужден играть отведенную ему роль жертвы на протяжении всей школьной жизни. Если же класс слабо структурирован, ребенок может от этой роли освободиться. Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Некоторые учителя, злоупотребляя властью, оскорбляют, унижают и даже бьют своих учеников, а другие преподаватели могут подвергаться буллингу со стороны учащихся.
Чаще всего "жертвы" буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Распознать его можно по поведению и настроению ребенка. "Жертва", как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - "жертва" становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть "жертву" на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.
Для подростков, ставших жертвами буллинга, характерно следующее:
Указанные проявления не всегда говорят о том, что ребенок стал "жертвой" буллинга. Между тем, если данные симптомы отмечаются постоянно, то стоит заподозрить неладное и провести небольшое следствие для установления причин, вызвавших изменения в поведении ребенка.
Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга?
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей. Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. А решение, принятое под влиянием большинства, вопреки голосу совести, и постоянный страх оказаться на месте жертвы способствуют снижению самооценки, потере уважения к себе. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают, приняв уродливую форму. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Важно отметить, что сама ситуация травли приводит к искажению формирования личности детей. Именно достойное положение в группе сверстников, дающее ребенку и подростку моральное удовлетворение, – основное условие для нормального психического развития.
Признаки буллинга:
Технология реагирования на выявленные или установленные факты буллинга:
В случае возникновения в классе буллинга необходимо:
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга, то скажите ребенку:
1. Я чувствую себя эмоционально опустошённым к концу рабочего дня.
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой.
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня.
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких.
5. Чувствую, что мои нервы натянуты до предела.
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, после рабочего дня.
7. Моя работа плохо влияет на моё здоровье.
8. После рабочего у меня уже ни на что не остаётся сил.
9. Я чувствую себя перегруженными проблемами других людей
Почти никогда 0 баллов
Редко 1 балл
Часто 2 балла
Почти всегда 3 балла
ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ: Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий, 3 – 12 баллов – средний, выше 12 баллов - высокий показатель эмоционального выгорания.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ – это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек-человек», где доминирует оказание помощи людям (врачи, медицинские сёстры, учителя, социальные работники).
ФАКТОРЫ, ВЕДУЩИЕ К ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВЫГОРАНИЮ:
-Нарушение сна, соматические жалобы.
-Предшествующие и имеющиеся хронические соматические, инфекционные заболевания.
-Профессия «группы риска» (учителя, медицинские работники, социальные работники).
-Высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения работы.
-Отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и начальства.
-Недостаточное вознаграждение за работу, как моральное так и материальное.
-Невозможность контроля рабочей ситуации, невозможность влиять на принятие важных решений.
-Двусмысленные, неоднозначные требования к работе.
-Постоянный риск штрафных санкций.
-Однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность.
-Нерациональная организация труда и рабочего места.
-Необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным).
-Отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.
урение, употребление алкоголя.
-Пониженная самооценка, склонность к чувству вины.
-Пассивные, избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций.
-Наружный локус контроля (в жизни опираются на случайность, удачу или достижения других людей).
Профилактика и лечение :
-Регулярный отдых, баланс «работа – досуг». «Выгорание» усиливается каждый раз когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера, выходные (не брать работу на дом).
-Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю).
-Адекватный сон, как важнейший фактор, редуцирующий стресс.
-Необходимо создание и поддержка «здорового рабочего окружения».
-Желательно сократить потребление кофеина.
-Необходимо делегировать ответственность.
-Выработка умения говорит «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это сделать самому», напрямую идут к «выгоранию».
-Наличие хобби.
-Небольшие физические упражнения полезны для пользователей компьютеров.
-Активна профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат.
- Недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия чёткого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода.
- Отсутствие в этом возрасте чётких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями.
-Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т.е. «незначительность», «мимолётность», «несерьёзность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток – отсюда «неожиданность» факта.
-Опосредующее влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, школы, ближайшего окружения сверстников), а не степень выраженности тех или иных психопатологических нарушений.
-Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.
Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:
-Переживание обиды, одиночества, отчуждённости, невозможность быть понятым.
- Действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность.
-Переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи.
-Чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорблённое самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения.
-Страх наказания, нежелание принести извинения.
- Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек.
-Чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство.
- Желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
-Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, кумирам.
Кризис подросткового возраста как фактор суицидального риска характеризуется:
- личностной нестабильностью (противречия в настроении и поведении).
-Импульсивностью, вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, растерянностью в конфликтной ситуации.
- Кризисом самосознания.
- Неумением адаптироваться в новых условиях, что делает личность конфликтной не только извне, но и изнутри.
- Социально-психологической дезадаптацией.
-Конфликтами: внутриличностными, межличностными, конфликтом между личностью и группой, конфликтом между подростком и родителями, межгрупповой конфликт.
Мифы и факты о самоубийстве
Люди, говорящие о самоубийстве, на самом деле его не совершают.
Склонные к самоубийству люди твёрдо намерены умереть.
Самоубийство случается без предупреждения.
Улучшение состояния после кризиса говорит о том, что риск самоубийства снизился.
Если у человека появилась склонность к самоубийству, то она сохраняется у него навсегда.
Разговор о самоубийстве может внушить мысль о реализации акта.
Факты:
Большинство умерших перед суицидальным актом прямо или косвенно предупреждают о своих намерениях.
В большинстве случаев самоубийств отмечаются колебания между желаниями жить и умереть.
Склонные к самоубийству люди часто дают вполне ясные указания о том, что собираются предпринять.
Многие самоубийства происходят в период улучшения, когда у человека появляется достаточно энергии и воли, чтобы обратить отчаянные мысли в решительные действия.
Суицидальные мысли могут возвращаться, однако они не постоянны и у некоторых людей они никогда больше не появляются.
На самом деле, только прямой разговор о проблеме может способствовать облегчению состояния.
«Знаки» суицидального риска
Человек испытывает фантазии и мысли о самоповреждении, самоубийстве. Необходимо оценить частоту, длительность и характер этих явлений, а также способность контролировать их самостоятельно.
Признаки «прщания»: раздача долгов, подарков, написание «прощальных» писем. Внезапное появление несвойственных ранее черт аккуратности, откровенности.
Суицидальные угрозы. Нередко высказывания носят прямой характер, но чаще суицидальные тенденции проявляются в косвенных угрозах типа: «Я вам больше не помешаю…», «Всем будет только лучше без меня…» и др.
Суицидальные попытки ранее. Чем больше колличество и выше тяжесть совершённых попыток ранее, тем выше вероятность дальнейшего суицидального поведения.
Степень планирования суицида. Наличие конкретного плана, чётких представлений индивида о времени, месте и способе суицидальных действий связаны с большим риском их реализации.
Наличие средств суицида (накапоивание медикаментов, наличие ядохимикатов и пр.). Риск увеличивается при наличии доступа к средствам, о которых думает человек.
Признаки депрессии, тяжёлого страха. Утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешённости).
Нарушение межличностных отношений, суженный круг контактов, стремление к уединению.
Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другой класс, школу…, о госпитализации.
Изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных (спокойствие и собранность), возбуждённое поведение и повышенная активность, общительность у малоподвижных и молчаливых.
Размышление на тему самоубийства могут принимать «художественное» оформление: в записной книжке, тетради изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние.