Образовательный туризм

Методические рекомендации по организации и проведению экскурсий для учащихся

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по  организации  экскурсий  для  учащихся

I-XI(ХII) классов учреждений образования

 

  1. При организации экскурсий для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования (далее – УОСО), в рамках организации образовательного процесса, в том числе в каникулярный период и шестой школьный день, необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами:

Кодексом Республики Беларусь об образовании;

Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2021 г. № 129-З «О туризме»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2022 г. № 523 «Об оказании туристических услуг»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров»;

постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35a «Об утверждении Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях».

  1. Для целей настоящих Методических рекомендаций по организации экскурсий для учащихся УОСО в рамках организации образовательного процесса, в том числе в каникулярный период и шестой школьный день (далее – Методические рекомендации), используются основные термины и их определения:

руководитель (заместитель руководителя) экскурсии – конкретное должностное лицо (учитель, преподающий учебные предметы, учитель, выполняющий функции классного руководителя, руководитель по военно-патриотическому воспитанию), организующее экскурсию, на которое возложена ответственность и контроль за обеспечением безопасности учащихся во время ее проведения;

экскурсия – туристическое путешествие на период не более 24 часов, а также посещение учащимися, экскурсантами туристических ресурсов под руководством экскурсоводов, гидов-переводчиков, лиц, работающих в организациях, при проведении экскурсий в этих организациях, субъектов туристической деятельности, иных лиц, наделенных правом проведения экскурсий;

экскурсант – физическое лицо (учащийся), совершающее экскурсию без ночевки в стране (месте) временного пребывания;

экскурсовод – физическое лицо, обладающее знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для проведения экскурсий на белорусском или русском языке;

экскурсионное обслуживание – деятельность субъектов туристической деятельности, а также иных юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по подготовке, организации и проведению экскурсий, в том числе с использованием аудиогидов (мобильных сопровождений экскурсий).

  1. Основными задачами УОСО при организации и проведении экскурсий являются:

формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания, воспитание у учащихся активной гражданской позиции;

формирование уважения к культурно-историческому наследию своего народа, событиям в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, в том числе связанных с геноцидом белорусского народа;

изучение природных, социально-культурных объектов, историко- культурных ценностей;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

укрепление здоровья, физическое совершенствование, формирование опыта безопасной жизнедеятельности учащихся.

Периодичность обязательного посещения учащимися УOCO экскурсионных объектов – 1 раз в полугодие.

В 2023/2024 учебном году учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования, могут осуществлять приобретение билетов при посещении экскурсий (с периодичностью 2 экскурсии в год) для учащихся I-ХІ классов в рамках организации образовательного процесса, в том числе в шестой школьный день, за счет средств республиканского или местных бюджетов, предусматриваемых учреждениям образования на их функционирование учредителями. Указанные расходы могут финансироваться за счет иных источников, не запрещенных законодательством.

Экскурсионные объекты определяются учителем (учителем, преподающим учебные предметы, или учителем, выполняющим функции классного руководителя) согласно Перечню туристических объектов, рекомендуемых для посещения учащимися I-XI классов учреждений общего среднего образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, в рамках организации образовательного процесса, в том числе в каникулярный период и шестой школьный день (приложение к Методическим рекомендациям).

При определении экскурсионных объектов необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

  1. Решение об организации экскурсии оформляется приказом руководителя УOCO, в котором должны быть отражены:

сроки проведения экскурсии, маршрут и список участников; назначение должностных лиц из числа учителей (руководителя экскурсии и его заместителя) с возложением на них ответственности и контроля за обеспечением безопасности учащихся во время участия в экскурсии;

соответствующие изменения в расписании учебных занятий.

  1. Проведение экскурсии может осуществляться в течение любого учебного дня недели (с понедельника по пятницу), а также во внеучебное время, в том числе в каникулярный период и шестой школьный день.

Запись в классном журнале о проведении учебного занятия в форме экскурсии оформляется в соответствии с внесенными изменениями в расписание.

Запись часов организационно-воспитательной работы осуществляется в классном журнале соответствующего класса, для которого организована экскурсия, не позднее трех рабочих дней после посещения экскурсионного объекта.

  1. Во время проведения учебного занятия в форме экскурсии необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, впечатления, представления, приобретенные во время посещения экскурсионных объектов. Следует предусмотреть обобщение и закрепление учебного материала в различных формах. По решению учителя за выполнение заданий учащимся могут выставляться отметки в классный журнал.
  2. Руководитель УOCO (его заместитель) обязан провести с руководителем и заместителем руководителя экскурсии целевой инструктаж о соблюдении мер безопасности учащимися УOCO с последующим оформлением в журнале регистрации инструктажа.
  3. Руководитель экскурсии обязан допускать к участию в экскурсиях учащихся с письменного разрешения их законных представителей (с указанием особенностей здоровья при их наличии).
  4. При автомобильной перевозке автобусами организованных групп учащихся в нерегулярном сообщении обеспечение безопасного поведения учащихся возлагается на руководителя экскурсии и его заместителя.

Руководитель УOCO при автомобильной перевозке группы учащихся обязан заблаговременно, но не позднее пяти суток до начала перевозки, представить автомобильному перевозчику утвержденные списки учащихся и лиц, их сопровождающих. В списке учащихся должны указываться их фамилии, инициалы и даты рождения.

  1. Экскурсионное обслуживание на территории Республики Беларусь проводят экскурсоводы и учителя, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую квалификацию экскурсоводов.

Учитель также имеет возможность провести учебное занятие; учитель, выполняющий функции классного руководителя, имеет возможность провести внеучебное мероприятие в форме экскурсии без привлечения экскурсовода.

  1. В случае заказа экскурсии через туристическую организацию экскурсионное обслуживание осуществляется на основании договора оказания туристических услуг.
  2. При формировании группы, состоящей из несовершеннолетних лиц, договор оказания туристических услуг в отношении них могут заключать законные представители несовершеннолетних или руководитель экскурсии на основании доверенности. Доверенность, составленная в установленном законодательством порядке, выдается законными представителями несовершеннолетних руководителю экскурсии.

 

 

 

________________

* Туристические маршруты, разработанные Национальным агенством по туризму (https://www.belarustourism.by/ekskursovodam-i-gidam/perechen-kontrolnykh-tekstov-ekskursiy-na-russkom-belorusskom-i-inostrannykh-yazykakh/)

свернуть

Перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения обучающимися в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам

Образовательные маршруты по Витебской области «Віцебшчына запрашае»

Методические рекомендации по использованию Дневника путешественника

Методические рекомендации по использованию  

Дневника путешественника

Важным дополнением активизации и упорядочения туристско-экскурсионной работы cобучающимися учреждений образования Республики Беларусь является внедрение в образовательный процесс Дневника путешественника (далее – Дневник).
Дневник путешественника – это своеобразный документ для фиксирования посещений экскурсионных объектов Беларуси, который на протяжении обучения будет помогать обучающимся изучать свою родину.
В основу Дневника заложен разработанный Министерством образования Республики Беларусь перечень экскурсионных объектов и туристических маршрутов, рекомендуемых для посещения каждым обучающимся.
Дневник предназначен для обучающихся 1-4 классов и 5-11 классов учреждений общего среднего образования.
Обучающиеся индивидуально (в сопровождении законных представителей несовершеннолетнего) или в составе экскурсионных групп участвуют в экскурсиях/походах, фиксируют в Дневнике посещенные объекты историко-культурного и природного наследия нашей страны.
В Дневнике, предназначенном для обучающихся 5-11 классов учреждений общего среднего образования, фиксирование осуществляется на протяжении всего периода обучения и по мере участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник, предназначенный для обучающихся 1-4 классов, может использоваться на протяжении всего периода начального образования или использоваться на протяжении учебного года, в зависимости от активности участия обучающихся в экскурсиях/походах.
Дневник ведется одним обучающимся, передача заполнения другому лицу запрещается.

Макеты Дневника находятся на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by/ Туристско-экскурсионная работа.

Содержательное наполнение, эстетический вид Дневника зависит от правильного заполнения граф таблиц, выполнения всех его заданий, ведения заметок и др.

Все записи Дневника должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с синим стержнем, текст должен быть разборчивым, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Обучающимся 1-4 классов необходимо на титульной странице указать фамилию, имя, класс, год заполнения.

В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:

«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Маршрут экскурсии/похода» –  указать посещенные населенные пункты и в скобках объект, который посетили в данном населенном пункте;
«Количество объектов» – обозначается численное количество посещенных объектов (обращаем внимание, что при посещении комплекса достопримечательностей, указывается один объект, например, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»);

«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого обучающимися.
«Для заметок» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.

В конце Дневника обучающийся подсчитывает самостоятельно или при помощи законных представителей несовершеннолетнего, классного руководителя количество маршрутов и объектов, посещенных за год. После подсчета маршрутов и объектов, а также проверки Дневника, классный руководитель ставит подпись.

Обучающимся 5-11 классов необходимо на титульной странице указать наименование учреждения образования, приклеить свою фотографию, указать фамилию, имя, класс. Далее – ознакомиться с внутренним содержанием Дневника: информацией об областях и г. Минске, памятниках ЮНЕСКО в Беларуси и др.

В графах предложенных таблиц следует разместить следующую информацию:
«Дата посещения» – указать дату посещения объекта(ов);
«Отметка о посещении» – в данной графе ставится штамп на территории посещаемого объекта (при возможности), населенного пункта или подпись классного руководителя на основании документального свидетельства, предоставляемого учащимися.

«Для заметок/Мои впечатления» – обучающиеся записывают впечатления об экскурсии/походе, интересные факты, наблюдения, несущие дополнительную информацию об экскурсии/походе, маршруте, делают пометки и комментарии и др. Также «в заметках» указываются ссылки на фотографии.
По мере посещения объектов в конце Дневника на разворотах «Моя Беларусь», «Моя столица» обучающиеся выполняют задания: отмечают и подписывают посещенные обьекты на карте.

Перед тем, как приступить к работе с картой (нанесение посещенных объектов и надписей), необходимо продумать ее до конца: рассчитать, где написать название, сделать значок объекта; при заполнении карты не запрещается пользоваться цветными карандашами и др.
В макетах Дневника для всех ступеней образования имеются таблицы «Дополнительные маршруты», «Дополнительные экскурсии/походы». Данные таблицы заполняются в случае, если по каким-либо причинам экскурсии/походы не вошли в основные таблицы для заполнения.

Если обучающимся не предоставляется возможности поставить штамп в графу «Отметка о посещении», то на основании подтверждающих документов (входной билет, отография на фоне достопримечательности и др.) классный руководитель может поставить подпись в графе. Также, если на экскурсии присутствует весь класс и одному из обучающихся класса поставили данную отметку, классный руководитель имеет право всем остальным обучающимся на основании данной отметки поставить подпись в графе. Отметкой о прохождении маршрута похода может быть печать учреждения образования.

В ходе посещения объектов обучающиеся делают фотографии на фоне объектов, что является подтверждением посещения экскурсии/похода.

Фотографии должны иметь описание: дата, название объекта, местность. В «заметках» обязательно делаются ссылки на фотографии.

Обращаем внимание, что в целях активизации туристско-экскурсионной работы с обучающимися, поощрения участников экскурсий/походов и на основании Дневника путешественника проводится республиканский конкурс «Нататкі юнага вандроўніка» (далее – конкурс). С условиями конкурса можно ознакомиться на сайте Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения» https://rcek.by Краеведение. В рамках данного конкурса будут определены победители и призеры в каждой номинации («Гісторыя адной вандроўкі», «Замалёўка вандроўцы») и возрастной категории по сумме баллов оценки Дневника и творческой работы. Победители и призеры конкурса награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь и сертификатами на экскурсионно-образовательную программу «Минск – столица Беларуси».

Рекомендуем учреждениям образования по итогам года выявлять наиболее активных участников экскурсий/походов на основании Дневника путешественника соответствие с показателями.

Показатели оценки Дневника путешественника:
 - полнота заполнения таблиц (по экскурсиям/походам, которые совершили обучающиеся);

- выполненные задания (для учащихся 5-11 классов, размещенные в конце Дневника);

- отметки о посещении экскурсионных объектов;

- ссылки на фотографии;

- заметки, сделанные во время экскурсий/походов (разворот Дневника «Для заметок/мои впечатления»).

свернуть
поделиться в: