Замещающему родителю

АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕБЕНКА В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ, ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА

24.02.2025

 

Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.

Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.

Вопросы создания и функционирования приемной семьи и детского дома семейного типа регулируются  Положениями о приемной семье и ДДСТ, утверденными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 г. № 1678 и от 28.02.2006 г. № 289 соответственно.

Для детей, утративших родные семьи,  помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:

- реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;

- не утрачивать родственные связи и возможность общаться с родными братьями и сестрами;

- жить и воспитываться в своем городе, районе, продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;

- общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;

- успешнее социализироваться в обществе;

- быть усыновленными (при наличии правового статуса);

- получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.

Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ.

 Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:

лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;

лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);

лиц, лишенных родительских прав;

бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;

лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;

лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.

 Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации  родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.

 Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.

 Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ.

Если Вы хотите стать  приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ необходимо:

Шаг 1. представить в управление (отдел) образования по месту жительства:

- заявление.

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;

- свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;

- медицинские справки о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;

- письменные согласия совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей);

- сведения о доходе за предшествующий год.

Шаг 2. Управление (отдел) образования в 5-дневный срок со дня Вашего обращения запрашивает из компетентных органов необходимые о Вас сведения (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.

Шаг 3

Управление (отдел) образования организует для кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели  ДДСТ проведение обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги), направленные на формирование компетенций в решении вопросов защиты прав и законных интересовприемных детей (далее - обучающие курсы). Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ.

Шаг 4.

Кандидаты в приемные родители, родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении могут быть ознакомлены с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей.

Шаг 5.

Управление (отдел) образования предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района и выдает направление для знакомства с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района .

Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.

Если, необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует,  управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.

Шаг 6.

После выненсения  местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Вас обязательно ознакомят с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.

 

 

свернуть

АЛГОРИТМ УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ НАД РЕБЕНКОМ

01.02.2025

 

 

Опека и попечительство над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

 Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.

 Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует  интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.

Цели установления опеки

Опека и попечительство устанавливается для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.

Кто может стать опекуном

Опекуном может стать совершеннолетний гражданин,

 - не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;

- не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя (перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен постановлением Министерством здравоохранения Республики Беларусь от 15.12.2017 г. № 108);

- не лишавшийся судом родительских прав;

- не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 

- не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя  за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.

Как стать опекуном

Если Вы хотите стать опекуном, необходимо:

Шаг 1.

Представить в управление (отдел) образования по месту жительства:

заявление;

паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;

автобиографию кандидата в опекуны;

медицинские справки о состоянии Вашего здоровья, а также членов Вашей семьи;

одну фотографию размером 30 х 40 мм;

свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);

письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами;

документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания назначения опеки (попечительства);

письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя) – в случае установления опеки (попечительства) над ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, заболевание и другие);

письменное разрешение на установление опеки (попечительства) компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, проживающий (находящийся) на территории Республики Беларусь (в случае установления международной опеки в отношении ребенка иностранца).

Шаг 2.

В течение месяца управление (отдел) образования сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.

Шаг 3.

Вы сможете познакомиться с будущим подопечным ребенком по направлению управления (отдела) образования. Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с историей ребенка, его состоянием здоровья и другой информацией, имеющей важное значение для ребенка и для Вас.

Шаг 4.

Если в результате знакомства с ребенком у Вас установился контакт, и Вы приняли решение о принятии этого ребенка в свою семью, Вам необходимо обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки над данным ребенком.

Шаг 5.

С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вам необходимо знать, что Ваш подопечный будет состоять на учете в управлении (отделе) образования по месту жительства, со дня установления опеки до совершеннолетия ребенка или до принятия решения об освобождении Вас от обязанностей опекуна. Освободить от обязанностей опекуна Вас могут по разным причинам: при усыновлении ребенка, при возвращении ребенка на воспитание родителям. Также Вы можете быть освобождены от обязанностей опекуна по Вашей личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами.

свернуть

УСЫНОВЛЕНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ

03.02.2025

 

КАК УСЫНОВИТЬ (УДОЧЕРИТЬ) РЕБЕНКА (АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПРИ УСЫНОВЛЕНИИ (УДОЧЕРЕНИИ) РЕБЕНКА)

Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью является усыновление (ст.118 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-З  (далее - КоБС)). Усыновление - это основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми (ст.119 КоБС).

Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы усыновления

• КоБС;

• Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее - Указ № 200);

• Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь 11 января 1999 г. № 238-З (далее - ГПК);

• Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2006 г. № 290 (далее - Положение № 290);

• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение»;

• постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20.12.2000 г. № 9 «О судебной практике по делам об усыновлении (удочерении)»;

• постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.03.2007 г. № 20 «О некоторых вопросах усыновления (удочерения), установления опеки, попечительства над детьми, передачи детей на воспитание в приемную семью, детский дом семейного типа, на патронатное воспитание, возврата детей родителям» (далее - постановление № 20).

Шаг 1. Сбор документов, получение акта обследования условий жизни кандидата в усыновители (удочерители)

 

      Кандидатам в усыновители (удочерители) необходимо пройти медицинское обследование по месту жительства и получить медицинскую справку о состоянии здоровья. Форма и порядок выдачи такой справки определены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 09.07.2010 г. № 92. Такая справка действительна 1 год. В справке должно быть заключение о наличии (отсутствии) заболеваний, при которых лица не могут быть кандидатами в усыновители (удочерители) (перечень заболеваний установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.12.2017 № 108).

По месту работы необходимо получить: справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители (типовая форма справки утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.10.2010 г. № 140 (приложение 1)); сведения о доходе кандидата в усыновители (удочерители) за предшествующий усыновлению (удочерению) год.

      Кандидаты в усыновители (удочерители) должны обратиться в местные органы управления и самоуправления для получения акта обследования условий жизни.

       В соответствии с п.4.1 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом № 200 (далее - перечень административных процедур), для получения акта обследования кандидатам в усыновители (удочерители) необходимы следующие документы:

         • заявление;

         • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в усыновители (удочерители);

• свидетельство о заключении брака кандидата в усыновители (удочерители) - в случае усыновления (удочерения) ребенка лицом, состоящим в браке;

• письменное согласие одного из супругов на усыновление (удочерение) - в случае усыновления (удочерения) ребенка другим супругом;

• медицинская справка о состоянии здоровья кандидата в усыновители (удочерители);

• справка о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители (удочерители);

• сведения о доходе кандидата в усыновители (удочерители) за предшествующий усыновлению (удочерению) год.

После обращения кандидата в усыновители (удочерители) управления (отделы) образования проводят либо организуют психологическую диагностику и подготовку кандидатов в усыновители (удочерители). Если об усыновлении ребенка ходатайствуют отчим (мачеха), дед или бабка, психологическая диагностика и подготовка кандидатов в усыновители (удочерители) не проводятся.

Результаты психологической диагностики кандидатов в усыновители (удочерители) оформляются по форме, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь (приложение 1 к постановлению № 20), и включаются в акт обследования. По желанию кандидатов в усыновители (удочерители) психологическая диагностика и подготовка могут осуществляться специалистами учреждения «Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь» (далее - Национальный центр усыновления) по направлению управления (отдела) образования.

В целях подготовки акта обследования управления (отделы) образования в трехдневный срок со дня обращения кандидата в усыновители (удочерители) запрашивают следующие сведения:

- об отсутствии судимости у кандидата в усыновители (удочерители) - из соответствующего управления внутренних дел областного исполнительного комитета или главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета;

- о том, лишался ли он родительских прав, был ли ограничен в родительских правах, было ли ранее в отношении его отменено усыновление, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, - из суда по месту жительства кандидата в усыновители;

- о том, признавались ли дети кандидата в усыновители (удочерители) нуждающимися в государственной защите, отстранялся ли кандидат в усыновители (удочерители) от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, - при необходимости из исполнительного и распорядительного органа по предыдущему месту жительства кандидата в усыновители (удочерители);

- копию документа, подтверждающего право собственности кандидата в усыновители (удочерители) на жилое помещение или право владения и пользования жилым помещением;

- о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидата в усыновители (удочерители) (п.6 Положения № 290). Эти сведения также указываются в акте обследования.

 Выдача акта обследования условий жизни кандидата в усыновители (удочерители) производится в месячный срок со дня подачи документов. Форма акта обследования условий жизни кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, патронатные воспитатели установлена постановлением № 20 (приложение 2).

Срок действия акта составляет 1 год.

При наличии акта обследования условий жизни кандидата в усыновители (удочерители) подбор ребенка осуществляется управлением (отделом) образования или (по желанию кандидатов в усыновители (удочерители)) Национальным центром усыновления (форма заявления - приложение 13 к постановлению № 20).

Справочно. Управление (отдел) образования осуществляет подбор ребенка, соответствующего запросам кандидатов в усыновители, в детских интернатных учреждениях, организациях здравоохранения, опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа, находящихся на территории местного исполнительного и распорядительного органа.

Национальный центр усыновления осуществляет подбор ребенка в республиканском банке данных об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, организациях здравоохранения, опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа (т.е. находящихся на территории всей республики) (пп.13, 14 Положения № 290).

Специалисты Национального центра усыновления работают во всех областных центрах (контактные телефоны см.:  http://nacedu.by/kontakty) 

Справочно.  В Республике Беларусь усыновителями (удочерителями) могут быть лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь, независимо от гражданства;

·        В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О  правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в  Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 105-З документом, подтверждающим постоянное проживание иностранного гражданина в Республике Беларусь, является вид на  жительство в Республике Беларусь;

·        Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, могут усыновить (удочерить) ребенка, состоящего не менее одного года на  централизованном учете в республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 4 статьи 233 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье;

·        Решение об усыновлении (удочерении) принимается только с письменного разрешения Министра образования Республики Беларусь;

·        Международное усыновление (удочерение) на территории Республики Беларусь производится областными судами по месту жительства (нахождения) усыновляемого (удочеряемого) ребёнка, а в г.Минске - Минским городским судом;

·        Заявление об усыновлении (удочерении) и документы подаются через Национальный центр усыновления (220005, г.Минск, ул.Платонова, д.22);

·        Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории Республики Беларусь, дополнительно представляет документы:

       - документ об отсутствии судимости на территории иностранного государства, гражданином которого он является;

         - документ компетентных органов иностранного государства, содержащий сведения о том, лишался ли он родительских прав или был ограничен в них, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, отстранялся ли от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, не было ли ранее в отношении него отменено усыновление, признавались ли дети кандидата в усыновители нуждающимися в государственной защите.

     Документы должны быть легализованы и переведены на русский язык. Перевод документов удостоверяется нотариал

Шаг 2. Подбор ребенка

При подборе ребенка кандидатам в усыновители (удочерители) представляется вся имеющаяся информация о здоровье, развитии, личностных характеристиках и особых потребностях ребенка, а также имеющаяся информация о родителях и других родственниках детей.

Для знакомства с ребенком кандидату (кандидатам) в усыновители (удочерители) выдается направление. Отказ кандидатов в усыновители (удочерители) от усыновления (удочерения) предложенного им ребенка не препятствует кандидатам в усыновители (удочерители) получить направление на знакомство с другим ребенком для усыновления (удочерения).

Справочно.  Усыновить (удочерить) ребенка, достигшего 10 лет, можно только с его согласиякоторое выявляется органом опеки и попечительства (управлением (отделом) образования) по месту его жительства (нахождения), консульским учреждением Республики Беларусь или судом при вынесении судебного решения (п.20 Положения № 290, ст.130 КоБС). Согласие оформляется по форме, установленной Министерством образования Республики Беларусь (приложение 6 к постановлению № 20).

Если до подачи заявления об усыновлении (удочерении) ребенок проживал в семье усыновителя (удочерителя) и считает его своим родителем, усыновление (удочерение) в виде исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого (ст.130 КоБС).

Шаг 3. Обращение в суд

 

Усыновление (удочерение) производится районным (городским) судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить (удочерить) ребенка, по месту жительства (нахождения) ребенка или по месту жительства усыновителей (ст.121 КоБС) (информацию о месте нахождения судов можно найти на сайте Верховного Суда РБ: http://court.gov.by/).

К заявлению об усыновлении (удочерении) ребенка (форма заявления – ­приложение 15 к постановлению № 20) должен быть приложен весь собранный пакет документов.

Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством Республики Беларусь. За рассмотрение заявления необходимо уплатить государственную пошлину в размере 2 базовых величин (п.7 приложения 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь).

Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, прокурора (ст.122 КоБС).

Заявление об усыновлении (удочерении) ребенка рассматривается судом в течение 15 дней со дня подачи в суд заявления усыновителя (усыновителей).

Решение вступает в законную силу по истечении 15 дней (ст.317, 403 ГПК)

Усыновление (удочерение) считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (ст.122 КоБС).

По просьбе усыновителей в интересах ребёнка и на основании решения суда могут быть изменены:

• дата рождения усыновленного ребенка, но не более чем на 1 год и не позднее даты совершения записи акта о рождении;

• место его рождения в пределах Республики Беларусь.

Усыновленному ребенку может быть присваина фамилия усыновителя, а также указанное им собственное имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по собственному имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ребенка женщиной – по собственному имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка, за исключением случаев, когда за отцом ребенка сохраняются его права и обязанности в отношении ребенка. Если фамилии супругов-усыновителей различные, по соглашению супругов-усыновителей усыновленному ребенку присваивается фамилия одного из них.

Если усыновленный ребенок достиг 10 лет, для изменения его фамилии, собственного имени и отчества требуется его согласие.

Об изменении фамилии, собственного имени, отчества, даты и (или) места рождения усыновленного ребенка указывается в решении суда о его усыновлении (удочерении) (ст.132 КоБС). При этом место рождения усыновленного ребенка может быть изменено на место рождения в пределах Республики Беларусь независимо от места его рождения.

По просьбе усыновителей (удочерителей) суд также может принять решение о внесении сведений об усыновителях (удочерителях) в запись акта о рождении в качестве родителей усыновленного ими ребенка. О необходимости совершения такой записи также указывается в решении суда об усыновлении (удочерении) ребенка (ст.133 КоБС). При усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке, в запись акта о рождении усыновленного ребенка сведения о фамилии матери (отца) вносятся по фамилии усыновителя, а собственное имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются по указанию усыновителя (ст.132 КоБС).

Шаг 4. Передача усыновленного ребенка

 

Усыновленный ребенок передается усыновителям (удочерителям) на основании решения суда об усыновлении ребенка.

Усыновленный ребенок передается усыновителям в сезонном комплекте одежды. Одновременно усыновителям (удочерителям) передаются по акту:

• свидетельство о рождении ребенка;

• выписка (копия) из медицинских документов и копия медицинской справки о состоянии здоровья усыновляемого ребенка;

• документы об обучении (для детей школьного возраста);

• документы о родителях (свидетельство о смерти, решение суда и другие документы, подтверждающие отсутствие правоотношений родителей с ребенком);

• сведения о наличии и местонахождении братьев и сестер;

• опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность (если таковое имеется);

• документ, подтверждающий наличие у ребенка в собственности жилого помещения (его части) (если таковое имеется);

• иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.

Акт передачи документов усыновленного ребенка составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у усыновителей, а второй - в личном деле усыновленного ребенка (гл. 4 Положения № 290).

Шаг 5. Регистрация усыновления

 

Регистрация усыновления (удочерения) является административной процедурой, которую осуществляют органы загса на основании документов, представленных заинтересованными лицами в соответствии с главой 5.7 перечня административных процедур по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».

Регистрация усыновления производится на основании решения суда об усыновлении ребенка органами, регистрирующими акты гражданского состояния, по месту вынесения судом такого решения либо по месту хранения записи акта о рождении усыновляемого по совместному заявлению усыновителей (по заявлению усыновителя) (ст.216 КоБС).

Заявление о регистрации усыновления (удочерения) подается в письменной форме усыновителями совместно либо одним из них.  Регистрация усыновления (удочерения) через представителя не допускается.

Основанием для регистрации усыновления является решение суда об усыновлении (удочерении) которое производится органами загс  по месту вынесения решения об усыновлении (удочерении) (ст.216 КоБС).

Для регистрации усыновления (удочерения) заявителям необходимо представить документы в соответствии с главой 5.7 перечня административных процедур

• заявление

• паспорт или иной документ, удостоверяющий личность усыновителя (усыновителей);

• свидетельство о рождении ребенка;

• копию решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка

Регистрация производится бесплатно.

Срок исполнения данной административной процедуры 2 дня со дня подачи заявления, а в случае запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций -1 месяц.

При совершении записи акта об усыновлении все сведения, вносятся в запись акта об усыновлении в соответствии с решением суда об усыновлении (удочерении).

При усыновлении (удочерении) ребенка лицом, не состоящим в браке, в запись акта о рождении усыновленного ребенка сведения о фамилии матери (отца) вносятся по фамилии усыновителя, а собственное имя и отчество матери (отца) усыновленного ребенка записываются по указанию усыновителя.

При изменении места рождения усыновленного восстанавливается запись акта о рождении ребенка органом загс по измененному месту рождения (ст.217 КоБС).

Орган загса, внесший изменения в запись акта о рождении усыновленного (орган загса, восстановивший запись акта о рождении усыновленного), выдает новое свидетельство о рождении усыновленного усыновителям либо направляет его для выдачи усыновителям в орган загса по месту регистрации усыновления.

Справочно. Регистрация усыновления, внесение изменений в запись акта о рождении усыновленного, хранение записей актов об усыновлении и о рождении усыновленных, а также других материалов, связанных с усыновлением, производятся в порядке, обеспечивающем сохранение тайны усыновления.

 (глава 5 Положения о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454).

Шаг 6. Регистрация ребенка по месту жительства

 

Регистрация несовершеннолетних по месту жительства осуществляется усыновителями (удочерителями) по своему месту жительства не позднее одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении) в случае, если ранее несовершеннолетние были зарегистрированы по месту жительства не по месту жительства усыновителей (удочерителей), или со дня прибытия на новое место жительства.

          Для регистрации усыновленного ребенка по месту жительства усыновителей не требуется согласие собственника или нанимателя жилого помещения (в случае, если усыновители таковыми не являются).

(п.7 Положения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 07.09.2007 г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания»)

Документы, которые необходимо предоставить в паспортный стол РСЦ (расчетно-справочный центр) или ЖЭС

Заявление о регистрации по месту жительстваСвидетельство о рождении ребенкаПаспорта родителейСвидетельство о бракеКопии лицевых счетов отца и матери, если у родителей разная прописка.

Шаг 7. Назначение ежемесячных денежных выплат

 

     Согласно Указу Президента Республики, Беларусь от 30.06.2014 г. № 330 «О государственной поддержке семей, усыновивших (удочеривших) детей)» установлены ежемесячные денежные выплаты для детей, усыновленных лицами, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь. Для назначения выплат необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (управление (отдел) образования по месту жительства) и в соответствии с пунктом 4.2 перечня административных процедур предоставить следующие документы:

-заявление;

-паспорт или иной документ, удостоверяющий личность усыновителя;

-свидетельства о рождении несовершеннолетних детей;

-копию решения суда об усыновлении.

        Выплаты назначаются со дня подачи одним из усыновителей или единственным усыновителем вышеперечисленных документов до достижения усыновленным (удочеренным) ребенком возраста 16 лет.

На основании Указа ежемесячные денежные выплаты, указанные в части первой настоящего подпункта, назначаются со дня подачи одним из усыновителей или единственным усыновителем документов, предусмотренных в пункте 4.2 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан.

 Также лица, усыновившие (удочерившие) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеют право на кратковременный отпуск без сохранения заработной платы сроком до 90 календарных дней в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении (удочерении). В случае использования усыновителем (удочерителем) кратковременного отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью не менее 30 календарных дней ежемесячные денежные выплаты, за первый месяц, приходящийся на такой отпуск, выплачиваются в двойном размере при предоставлении усыновителем (удочерителем) в местный исполнительный и распорядительный орган копии приказа об отпуске.

Справочно. Более подробную информацию можно получить на сайте Национального центра усыновления   www.nacedu.by 

Шаг 8. Контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка

 

Управление (отдел) образования осуществляет учет усыновленных детей, проживающих на территории местного исполнительного и распорядительного органа, со дня получения решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка до достижения ими совершеннолетия.

Управление (отдел) образования по месту фактического проживания усыновленного ребенка, за исключением детей, усыновленных отчимом (мачехой), формирует его личное дело. Для формирования личного дела усыновители (удочерители) должны представить:

• выписку из решения суда об усыновлении (удочерении);

• копию нового свидетельства о рождении ребенка;

• копию лицевого счета или справку о месте жительства и составе семьи усыновителей (удочерителей).

    Управлениями (отделами) образования по месту жительства усыновленного ребенка осуществляется контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей (удочерителей).

В течение 3 лет после усыновления не реже 1 раза в год управлением (отделом) образования проводится обследование условий жизни и воспитания ребенка. Такое обследование может проводиться также Национальным центром усыновления. С согласия усыновителей (удочерителей) либо по их просьбе к обследованиям условий жизни и воспитания усыновленных детей могут быть привлечены работники социально-педагогических центров (педагог-психолог, педагог социальный) (п.29 Положения № 290). Необходимость и периодичность обследований условий жизни и воспитания таких детей определяются управлениями (отделами) образования по месту жительства усыновленных детей.

Акт обследования условий жизни и воспитания усыновленного ребенка оформляется по установленной форме (приложение 9 к постановлению № 20).

Шаг 9. Сопровождение семьи

 

         Усыновители (удочерители) могут получить консультацию и помощь по вопросам жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка, обратившись в управление (отдел) образования, социально-педагогический центр по месту жительства и в Национальный центр усыновления.

          На базе Национального центра усыновления организована работа клуба для поддержки усыновителей (встречи один раз в месяц) по актуальным вопросам развития и воспитания детей (по запросу).

          Два раза в месяц проводятся групповые занятия для детей подросткового возраста с целью стабилизации психоэмоционального состояния, формирования оптимальных способов поведения в конфликтных ситуациях, развития уверенности в себе и др. (по запросу)

          В социальных сетях Facebook, Instagram, Вконтакте можно подписаться на страницы Национального центра усыновления: www.facebook.com/NACBELARUSwww.instagram.com/ncu.byhttps://t.me/NCUofBelarus, где размещена  важная информация для семей усыновителей, вопросы на ответы, полезные рекомендации и др.               Можно получить квалифицированную помощь в виде консультаций, коррекционно-развивающих занятий, диагностических обследований и др. у педагогов-психологов, инспекторов по охране детства Национального центра усыновления.

Многие ответы на интересующие вопросы можно найти на страницах газеты «Домой!», подписка на это ежемесячное издание осуществляется в любом почтовом отделении. Подписные индексы:

Индивидуальная подписка 64207

Ведомственная подписка 642072

 

свернуть

Социально-психологическая поддержка семьи

17.03.2025

 

Компетентную бесплатную помощь и поддержку семьи усыновителей (удочерителей) могут получить:

в социально-педагогическом центре (по месту жительства);

- в детском саду, школе, где обучается ребенок;

- в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (по месту жительства);

- в Национальном центре усыновления Министерства образования Республики Беларусь;

- в территориальном центре социального обслуживания населения (по месту жительства);

- в учреждениях здравоохранения (по месту жительства) (детская и взрослая поликлиники, психоневрологический диспансер (психотерапевт, детский психиатр).

 

свернуть

Коммуникация: ребенок-родители

12.03.2025

 

 

Доверительность общения

Постарайтесь не общаться с ребенком, если Вы в плохом настроении.

Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём положительные черты чёрточки.

 

Техника активного слушания

  1. Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза должны находиться на одном уровне). Психологические исследования показали, что человек воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и услышать.
  2. Повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).
  3. Делать паузы между фразами. Паузы помогут ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их человек.
  4. Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить рассказом.
  5. Чувства – в утвердительной форме. Ответы должны отражать сочувствие и звучать не в вопросительной, а в утвердительной форме.

 

Соблюдение границ

Прикосновения к ребенку в первые дни пребывания в семье должны быть минимальные, ненавязчивые, максимально нежные и легкие, где-то даже осторожные. Чтобы не напугать ребенка, не ранить его, он может защищать свои границы тела даже в маленьком возрасте. Важно обозначить границы ребенка в новом пространстве – его комнату, кровать, шкаф и т.п. Так ему будет комфортнее и безопаснее, а следовательно будет проще налаживаться коммуникация с семьей.

Помните!

  • Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
  • Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.
  • Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
  • Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
  • Ребенка хвалят – он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
  • Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
  • Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.

 

свернуть

Первая помощь ребенку, или Что важно знать родителям

19.03.2025

 

 

Как помочь себе и ребенку?

 

Остановитесь

Конечно, это непростой период, но его нужно пережить. Постарайтесь чуть отстраниться от других дел, сейчас есть только вы и ребенок. Это не навсегда. Адаптация детей должна строиться на принятии их такими, какие они есть.

 

Понимайте и принимайте

Трудностей с адаптацией усыновленных детей в семье много. Но труднее всего ребенку. Он словно попал в космос, вокруг все новое и совершенно неизвестное. Чужие люди и вещи, непонятно, как реагировать на то и на другое. Поэтому старайтесь не ругать его. Улыбайтесь, встречайте утром с радостью, приходите в момент просыпания к его кровати. Не нужно сейчас приглашать домой многочисленных родственников или друзей, вполне достаточно будет только вас двоих или троих. Большая ошибка - это пытаться записать малыша сразу на все развивающие занятия. Тишина, покой, личное пространство - это именно то, что сейчас нужно. Конечно, социальная адаптация усыновленного ребенка нужна и важна. Но торопиться в этом вопросе не следует.

 

Берегите себя

Простым адаптационный момент не бывает априори. Но это не говорит о том, что вы теперь должны поставить на себе крест. Не нужно жить исключительно интересами ребенка. Так вы будете копить гнев и недовольство, которые обернутся против него. Ресурсы нужны в первую очередь родителям.

 

 

Памятка родителям

  1. У ребенка был четкий режим. Старайтесь пока не менять его кардинальным образом. Во всяком случае, делайте это плавно и постепенно.
  2. Выясните предпочтения в еде и не настаивайте, если он отказывается от полезных продуктов. Скоро ребенок будет есть все, что вы готовите.
  3. Не стоит вываливать горы игрушек - это может напугать или вызвать излишнее возбуждение и потом, как следствие, истощение. Покупайте по одной и давайте время насладиться этим моментом.
  4. Не перегружайте эмоциональными впечатлениями. Даже позитивными. Устраните резкие звуки и запахи.
  5. Знакомство с домашними животными начинайте постепенно.
  6. Не нужно закармливать ребенка лакомствами.
  7. Не спешите загружать его кружками и секциями. Лучше отложить это до окончания адаптационного периода.
  8. Старайтесь быть вместе как можно чаще, разговаривать, держать его за руку, обнимать, поглаживать, целовать и смотреть в глаза.
  9. В случае чрезмерного возбуждения, истерики, плача оптимальнее поглаживать ребенка по спине движениями сверху-вниз. Не следует гладить его по голове. Можно разминать пальчики, массажировать кисти рук, выполнять продавливающие массажные движения по рукам, спине.

 

свернуть

Особенности поведенческих проявлений у детей

18.03.2025

 

 

В первые месяцы пребывания ребенка в семье могут проявляться такие особенности поведения:

  • замкнутость, поведение отчуждения;
  • агрессивные реакции;
  • невротические отклонения (покачивания, покашливания, сосание пальца, покусывание губ, разные навязчивые движения, тики и др.);
  • обман, ложь;
  • воровство;
  • психосоматические реакции (головная боль, боль в животе, запор или диарея, энурез дневной или ночной, энкопрез и др.);
  • фантазирование.

В случае длительного проявления данных особенностей (месяц и более) необходимо обратиться к детскому психологу/психотерапевту.

свернуть

Адаптация в семье

03.03.2025

 

Усыновление ребенка – важный и ответственный шаг в жизни семьи. Кроме юридических знаний и наличия качеств для воспитания детей, к нему нужно быть хорошо подготовленным: знать возрастные особенности детей, специфику периода адаптации, обладать знаниями в теме тайны усыновления и многое другое.

 

В процессе адаптации ребенка в семье можно выделить несколько этапов.

 

Первый этап - «Знакомство»

Маленькие дети (2-4 года) в начале первого этапа часто испытывают сильную тревожность. Новые вещи, чужие запахи, непривычный уклад жизни, обилие незнакомых предметов и явлений (лифт, пылесос, газовая плита и т.п.), отсутствие людей, которым он привык доверять, могут сильно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. В первые дни пребывания в семье ребенок отдает предпочтение какому-то одному из родителей. Требуется время, чтобы он начал одинаково относиться к обоим родителям.

Дети постарше также испытывают тревожность, но могут ее контролировать. При этом активные дети чувствуют себя более уверенно, они всем интересуются, разговаривают, пытаются обратить на себя внимание. Их поведение отличается желанием понравиться и угодить. Менее активные делают попытки угадать желания родителей и отличаются послушанием и примерным поведением.

В этот период дети часто могут вспоминать своих родителей или детское учреждение. Они могут путаться в именах, забывать, где мама-папа. Могут собраться уйти с понравившимся им взрослым, использовать выражения «найду себе другую маму», «уходи» и т.п. Окончание данного этапа характеризуется установлением приемлемых, равновесных для обеих сторон отношений. Родители и дети проявляют взаимную терпимость к стереотипам поведения друг друга.

 

Второй этап – «Экспансия»

Ребенок уже знаком с основными правилами семьи, однако он еще не испытывает к родителям привязанности. Несколько освоившись, и приняв как факт, что родители являются достаточно к ним терпимыми, дети возвращаются к знакомым им формам поведения. Это один из самых трудных этапов в становлении семьи. Среди поведенческих реакций детей в этот период – агрессивные выпады и выражения типа «всех убью». Ребенок может ломать игрушки, демонстративно не подчиняться, делать «на зло», на поцелуи и объятия реагировать укусами и щепками, плеваться, при этом, однако, оставаясь очень чувствительным, склонным к преувеличенным жалобам, тревожности и слезам. Он стремится утвердиться в новой семье, настаивая на своем. Контроль над ситуацией и родителями позволяют ему уменьшить все еще имеющую место тревожность. Негативное поведение этого периода вызвано желанием «проверить родителей на прочность», а также установить границы дозволенного. Сон детей в этот период еще тревожен. Засыпая, они могут «укачивать» себя, часты случаи энуреза.

 

Третий этап – «Псевдоадаптация»

Сориентировавшись в поведенческих границах и определив наиболее приемлемые формы

поведения, дети начинают быть более спокойными и уравновешенными, вместе с тем, у большинства из них отмечается регресс в поведении. Они просят выполнить за них те дела, которые ими уже освоены: «одень меня», «покорми как маленького», «покачай на ручках» и т.п. Часто спрашивают, любят ли их родители и сильно тревожатся, если им надо на какое-то время с родителями расстаться. Все еще нередки случаи агрессивного поведения и детских обид. В целом, становясь более послушными, дети в отсутствии взрослых могут затевать ссоры и не выполнять какие-то правила семьи. Бывают случаи воровства, обмана, сквернословия.

Ребенок становится более доброжелательным и отзывчивым. Третий период характеризуется внешней приспособленностью ребенка к жизни семьи. Вместе с тем ценности семьи еще не стали его ценностями.

 

Четвертый этап – «Привыкание»

У ребенка исчезает напряжение, случаи ночного энуреза случаются только после перевозбуждения. Поведение становится более уравновешенным. При решении проблем ребенок часто обращается к родителям. Объятия и поцелуи спонтанны. Ребенок с удовольствием принимает участие во всех делах семьи, может объяснить, почему необходимо поступать так, а не иначе. Легко идет на уступки родителям.

 

Пятый этап – «Уподобление»

Ребенок чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. Между ребенком и родителями устанавливается взаимная привязанность. Ребенок охотно выполняет просьбы взрослого. Появляется интерес к жизни в семье и чувство гордости

за нее. Дурные привычки, как правило, преодолены. Ребенок с юмором вспоминает свое прежнее поведение, сочувствует родителям. Ослабевает напряжение, испытываемое при расставании с родителями.

 

свернуть
поделиться в: